Инструкция по охране труда для водителя автомобиля типовая

Содержание

Тои р-200-01-95 типовая инструкция n 1 по охране труда для водителей автомобилей, тои от 27 февраля 1996 года №р-200-01-95, приказ департамента автомобильного транспорта минтранса россии от 27 февраля 1996 года №16

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля  типовая

ТОИ Р-200-01-95

Дата введения 1995-02-27*________________________* Соответствует оригиналу. -Примечание изготовителя базы данных.

СОГЛАСОВАНО ЦК профсоюзаработников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства «___»августа 1995 г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ Департаментаавтомобильного транспорта Российской Федерации N 16 от 27 февраля1996 года

1.Введение

1.1. Настоящая инструкциярегламентирует основные требования безопасности к работе водителяавтомобиля (далее водителя).

1.2.

Водитель долженвыполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, иинструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовыхинструкциях по охране труда:

при вывешиванииавтомобиля и работ под ним (инструкцияN 17);

при снятии и установкеколес автомобиля (инструкцияN 18);

при буксировке, сцепке,расцепке автомобилей или автомобиля, прицепа, полуприцепа (инструкцияN 19);

при передвижении потерритории и производственным помещениям автотранспортногопредприятия (инструкцияN 20);

по предупреждению пожарови предотвращению ожогов (инструкцияN 23).

Заметив нарушениетребований безопасности любым работником, водитель долженпредупредить его о необходимости их соблюдения.

Водитель должен такжевыполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) поохране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране трудапрофсоюзного комитета.

Водитель должен знать иуметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии стиповойинструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастныхслучаях.

Водитель не долженприступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямымиобязанностями по специальности, без получения целевого инструктажапо охране труда.

2.Общие требования безопасности

2.1. К управлениюавтомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительскоеудостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктажна рабочем месте по охране труда.

2.2. Водитель, непрошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (нереже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасноститруда, не должен приступать к работе.

2.3. Водитель долженсоблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые напредприятии.

2.4. Продолжительностьрабочего времени водителя не должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительностьежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннеготрудового распорядка или графиками сменности, утверждаемымиработодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.5.

Водитель должензнать, что наиболее опасными факторами, которые могут действоватьна него в процессе выполнения работ, являются:

вывешенный автомобиль илиего агрегаты;

горячая вода и пар;

легковоспламеняющиесявещества;

газы и другие токсичныевещества;

этилированный бензин;

оборудование, инструмент,приспособления;

падение водителя врезультате его неосторожных действий при выходе из кабины ипередвижении по территории.

2.5.

1. Автомобиль,вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большуюопасность, так как может упасть и придавить водителя.

2.5.

2. Горячаяохлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покроввызывают ожоги.

2.5.

3.Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения скоторыми нарушаются правила безопасности, могут стать причинойпожара и взрыва.

2.5.

4. Газы и другиетоксичные вещества (путан, оксиды азота, оксид углерода,этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организмчеловека, приводят к тяжелым отравлениям.

2.5.

5. Этилированныйбензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров,загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевойводой.

2.5.

6. Оборудование,инструмент и приспособления при неправильном использовании или ихнеисправности приводят к травмам.

2.6. Запрещаетсяпользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием,обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

2.7. В соответствии стиповыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащимспециальной одежды, специальной обуви и других средствиндивидуальной защиты выдаются:

2.7.1. Водителям грузовыхавтомобилей, специальных автомобилей, автокранов и тягачей:

комбинезонхлопчатобумажный;

рукавицы комбинированныедвупалые.

Зимой в особом и IVпоясах дополнительно:

куртка хлопчатобумажнаяна утепляющей прокладке;

ботинки хлопчатобумажныена утепляющей прокладке;

валенки.

2.7.2. Водителямавтобусов и легковых автомобилей:

перчаткихлопчатобумажные.

2.7.3. Водителям всехавтомобилей, работающих на этилированном бензине, при работе налинии дополнительно:

фартук резиновый снагрудником;

перчатки резиновые;

нарукавникихлорвиниловые.

2.7.4. Зимой в районах,отнесенных к II, III, IV и особому климатическим поясам, водителям,занятым на наружных работах, к теплой спецодежде дополнительновыдается обогревающий комплект типа «Пингвин».

2.8. Водитель долженсоблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается тольков специально отведенных местах.

2.9. Замеченные приработе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения вупаковке или креплении груза, водитель должен попытаться исправитьсобственными силами, а при невозможности — сообщить на предприятиеи вызвать техпомощь.

2.10. При направлении длясовместной работы двух и более человек водитель должен выполнятьраспоряжения и указания старшего, назначенного работодателемответственным за соблюдение требований безопасности.

2.11. Газобаллонные(газодизельные) автомобили могут выезжать на посты техническогообслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу набензин (дизельное топливо).

Перед въездом необходимопроверить на специальном посту газовую систему питания нагерметичность.

Въезжать в помещения с негерметичной газовойсистемой питания запрещается.

При переводе двигателя нажидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностьювыработать газ из системы питания (до полной остановкикарбюраторного двигателя) после чего перекрыть магистральныйвентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пускдвигателя.

2.12. Водитель долженсоблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курениемвымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля,работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть рукикеросином.

2.13. За невыполнениеинструкции, разработанной на основе данной и указанных в п.1.2.,водитель несет ответственность согласно действующемузаконодательству.

3.Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед выездом налинию водитель должен:

3.1.1. Пройтипредрейсовый медосмотр.

3.1.2. Получить удиспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии иособенностях перевозимого груза.

3.1.3. Совместно смехаником КПП проверить техническую исправность иукомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку впутевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/464647963

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля  типовая

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные требования охраны труда, правил дорожного движения, требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для водителя легкового автомобиля при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации — ________________________________.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение (курсы) и имеющие удостоверение, выданное Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на право управления автомобилем данной категории.

1.2.

Водители допускаются к выполнению работ только после прохождения вводного (общего) инструктажа и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте, который проводится повторно не реже одного раза в квартал и при каждом изменении работы. Вновь принятые на работу водители должны пройти стажировку в течение 6-10 смен для усвоения приемов труда с последующей проверкой знаний.

1.3. Водители должны выполнять все требования Правил дорожного движения.

1.4. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.5. Водитель при назначении на работу должен получить у администрации предприятия инструкцию по охране труда, инструкцию по эксплуатации автомобиля, технический паспорт и спецодежду.

1.6. В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих факторов:

— движущиеся машины и механизмы;

— перевозимые и складируемые грузы;

— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное содержание паров этилированного бензина;

— движущиеся части механизмов, электропроводов и токоведущих частей электроприборов автомобиля.

1.7. Быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

1.8. Не касаться находящихся в движении частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов.

1.9. При прохождении и проезде по территории предприятия пользоваться только установленными проходами и проездами.

1.10. Не стоять и не проходить под поднятым грузом.

1.11. При выезде на линию иметь при себе:

1.11.1. Водительского удостоверения или временное разрешение на право управления транспортным средством;

1.11.2 Регистрационные документы на транспортное средство, а при наличии прицепа и на прицеп;

1.11.3. Путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

1.11.4. Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

1.12. Водители в зависимости от климатических условий работы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

— костюмом хлопчатобумажным;

— рукавицами комбинированными.

Зимой дополнительно:

— курткой на утепляющей прокладке;

— брюками на утепляющей прокладке.

1.13. Водители должны знать и соблюдать правила личной гигиены.

1.14. Водители должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.

1.15. Водитель является ответственным за соблюдение правил охраны труда всеми лицами, находящимися в автомобиле, и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц, связанных с работой и обслуживанием автомобиля.

1.16. Водители, не выполняющие требования инструкции по охране труда и правил дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы водитель обязан:

2.1.1. Получить задание на выполнение работ.

2.1.2. Пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр.

2.1.3. Надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

2.2. После получения наряда-задания водитель обязан:

2.2.1. Проверить:

2.2.1.1. Наличие медицинской аптечки, огнетушителя и комплекта инструментов.

2.2.1.2. Техническое состояние автомобиля.

2.2.1.3. Исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида.

2.2.2. Произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее.

2.2.3. После заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами.

2.2.4 Убедиться в работоспособности двигателя на холостом ходу, тормозов и рулевого управления на малом ходу, а также в исправности осветительных и контрольно-измерительных приборов.

2.2.5. Предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику), получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля.

2.3. Водитель не должен выезжать в рейс при следующих нарушениях требований безопасности:

2.3.1. Неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля.

2.3.2. Несоответствии характеристик автомобиля (в частности, количества посадочных мест) цели предстоящей перевозки (с учетом количества пассажиров, указанного заказчиком).

2.3.3. Отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.

2.4. Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами. При невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы водитель обязан:

3.1.1. Выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств.

3.1.2. Перед подачей автомобиля назад убедиться в отсутствии людей и препятствий для движения.

3.1.3. Перед выходом из автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы.

3.1.4. Прежде чем выйти из автомобиля на проезжую часть, убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях.

3.2. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан:

3.2.1. Во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении.

3.2.2. Избегать быстрых поворотов рулевого колеса.

3.2.3. Трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач.

3.2.4. При спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом.

3.2.5. Двигаться через переправу (в том числе паромную) только после высадки пассажиров из салона.

3.2.6. При остановке или стоянке автомобиля в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни.

3.3. Водителю запрещается:

3.3.1. Управлять автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

3.3.2. Пользоваться прямой передачей во время длительного спуска.

3.3.3. Двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей.

3.3.4. Отдыхать или спать в автомобиле с работающим двигателем.

3.3.5. Допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЯ

4.1. При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять без специального разрешения мастера следующие работы:

— обработку металлов на сверлильном станке, ручным пневматическим инструментом, ручным электроинструментом;

— заточку инструмента на наждачных точилах;

— работы с применением грузоподъемных машин;

— газоэлектросварочные работы.

Для выполнения указанных выше работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам.

4.2. Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду.

Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) запрещается.

4.3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

4.4. При пользовании переносной электролампой проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправен ли шнур и изоляционная резиновая трубка.

Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.

4.5. Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги.

4.6. При установке автомобиля на ремонтную яму все бензобаки должны быть закрыты огнеупорными чехлами.

Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

4.7. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.

4.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колесо, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т. п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы.

4.10. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены клинья.

4.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.

4.12. При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля.

4.13. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.

4.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

4.15. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.

4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.

4.17. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве:

— проверить правильность установки колес по отношению направляющих;

— поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья;

— убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.

4.18. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

4.19. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки козел под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.

4.20. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.

4.21. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обита листовой сталью, не имела заусенцев.

При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.

4.22. Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.

4.23. Во избежание загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

4.24. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с этилированным бензином.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. При возникновении неисправностей автомобиля (отказе тормозов, рулевого управления, аккумулятора и т. п., постороннем шуме) немедленно прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.

5.2. При возникновении пожара на машине немедленно остановить ее, заглушить двигатель, перекрыть бензобак и отсоединить аккумулятор. Огонь тушить огнетушителем, песком, землей, кошмой.

5.3. При несчастном случае пострадавший или очевидец, бывший при этом, обязаны известить лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика, которые должны организовать оказание первой помощи пострадавшему и направить его в медпункт.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. Сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку.

6.2. О всех замеченных при работе недостатках доложить механику гаража или диспетчеру.

6.3. По окончании обслуживания или ремонта привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.

Если автомобиль остается на козлах, проверить надежность его установки.

6.4. Обо всех замеченных неисправностях сообщить сменщику или механику.

6.5. После окончания всех работ руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-voditelya-legkovogo-avtomobilya

ohrana truda free

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля  типовая

ТОИ Р-200-01-95

Разработана Государственным научно — исследовательским институтом автомобильного транспорта. Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16. Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г. Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И.

(Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1. Введение

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя автомобиля (далее — водителя). 1.2.

Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда: при вывешивании автомобиля и работ под ним (Инструкция N 17); при снятии и установке колес автомобиля (Инструкция N 18); при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей или автомобиля, прицепа, полуприцепа (Инструкция N 19); при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция N 20); по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N 23). Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения. Водитель должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета. Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда.

2. Общие требования безопасности

2.1. К управлению автомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. 2.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе. 2.3.

Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии. 2.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. 2.5.

Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются: вывешенный автомобиль или его агрегаты; горячая вода и пар; легковоспламеняющиеся вещества; газы и другие токсичные вещества; этилированный бензин; оборудование, инструмент, приспособления; падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории. 2.5.1. Автомобиль, вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя. 2.5.2. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги. 2.5.3. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва. 2.5.4. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжелым отравлениям. 2.5.5. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой. 2.5.6. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам. 2.6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован. 2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются: 2.7.1. Водителям грузовых автомобилей, специальных автомобилей автокранов и тягачей: комбинезон хлопчатобумажный; рукавицы комбинированные двупалые. Зимой в особом и IV поясах дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке; брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке; валенки. 2.7.2. Водителям автобусов и легковых автомобилей: перчатки хлопчатобумажные. 2.7.3. Водителям всех автомобилей, работающих на этилированном бензине, при работе на линии дополнительно: фартук резиновый с нагрудником; перчатки резиновые; нарукавники хлорвиниловые. 2.7.4. Зимой в районах, отнесенных к II, III, IV и особому климатическим поясам, водителям, занятым на наружных работах, к теплой спецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа «Пингвин». 2.8. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах. 2.9. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности — сообщить на предприятие и вызвать техпомощь. 2.10. При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности. 2.11. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (дизельное топливо). Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной разовой системой питания запрещается. При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки карбюраторного двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя. 2.12. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

2.13. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед выездом на линию водитель должен: 3.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр. 3.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза. 3.1.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе.

При осмотре особое внимание обратить на: исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.

; отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости; давление воздуха в шинах и их исправность; надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность. 3.1.4.

Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской. 3.2.

Перед пуском двигателя водитель должен: отключить и отсоединить элементы подогрева; затормозить автомобиль стояночным тормозом; поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение; проверить герметичность системы питания; проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе). 3.3.

Водитель может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта. 3.4.

При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности: не брать рукоятку в обхват; пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх; при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание; не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку. 3.5.

Водителю запрещается: производить пуск двигателя путем буксировки; подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем; выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании; оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили: они должны быть полностью открыты или закрыты; применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей; ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением; останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля; проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;

эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

4. Требования безопасности во время работ

Источник: http://ohranatrudafree.ru/instrukcii-po-oxrane-truda-po-professiyam/tipovaya-instrukciya-po-oxrane-truda-dlya-voditelej-avtomobilya.html

Что должна содержать инструкция по охране труда водителя: примеры и образцы документов

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля  типовая

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля является важнейшим документом, напоминающим сотруднику о правилах его работы, правах и ответственности, которую он несет. В ней пишут правила поведения перед поездкой и после нее, а также во время пути. Иными слова, такая инструкция – это шпаргалка, которой водитель должен следовать при каждом выезде.

Как составить: общее положение

Первый раздел инструкции по ОТ (охране труда) водителя — «Общие требования к безопасности». Здесь указываются основные требования к сотруднику: возраст, образование, физическое состояние и т.д. Сюда же вносят список документов, условия труда и отдыха.

Согласно действующему законодательству водитель автомобиля на предприятии должен:

  • быть старше 18 лет;
  • иметь водительские права;
  • пройти медицинский осмотр;
  • пройти предрейсовый инструктаж.

Проверка знаний водителя проводится ежегодно: сотрудники сдают экзамен по ПДД и правилам инструкции.

Время работы не должно превышать 40 часов в неделю. При этом о точном количестве рабочих часов стороны договариваются на собеседовании, а результат прописывается в инструкции.

Список документов для водителя выглядит следующим образом:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • приказы руководства;
  • внутренний кодекс компании;
  • инструкция по охране труда.

Если компания выдает бесплатную спецодежду для работы — это тоже указывается в инструкции. Как правило, данный пункт прописан в «Типовых отраслевых нормах выдачи спецодежды», но чаще всего его дублируют и в «Общих требованиях к безопасности» для напоминания работнику.

Также в инструкцию вносится предупреждение о том, что такая работа может вызвать проблемы со здоровьем. Однако профессиональные водители знают, что фактический урон не больше, чем при работе на любой другой должности. Основную опасность представляет воздействие разных веществ (пар, газы, горячая вода), случайные падения и т.д.

Инструкция по охране труда и технике безопасности: требования безопасности до начала, во время и по окончании работы

Следующие три раздела инструкции традиционно посвящаются правилам поведения на рабочем месте.

Например, перед началом работы водитель предприятия обязан:

  • получить задание и путевой лист;
  • пройти предрейсовый инструктаж и медицинский осмотр;
  • надеть одежду установленного образца.

После получения наряда-задания водителю необходимо:

  • проверить наличие аптечки, огнетушителей и необходимого комплекта инструментов;
  • проверить техническое состояние автомобиля;
  • произвести ежесменное техобслуживание и заправку автомобиля топливом;
  • проверить работоспособность двигателя на холостом ходу, а на малом — исправность тормозов и рулевого управления.

Каждый водитель перед началом работы должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, получить у диспетчера путевой лист и проверить состояние машины.

При осмотре авто также осматривают аккумулятор,, освещение, сигнализацию, глушитель, утечку масла. Даже водитель личного автомобиля должен это делать, но на практике все необходимые действия выполняет далеко не каждый. У коммерческих машин путешествия, как правило, не близкие и в любой момент может что-то сломаться, поэтому лучше заранее все предусмотреть.

Если водитель увидит, что пришло время менять расходники, он просто заменит их до поездки. А вот если он застрянет на середине дороги из-за расходных материалов, то пострадает и машина, и водитель, и компания. Именно поэтому огромную роль в предотвращении технических задержек рейса играет плановая проверка состояния транспортного средства.

Отдельно указывается необходимость проверки подножек — с них нужно своевременно счищать грязь, снег и лед, а также следить, чтобы на них не попадало масло и топливо.

Отдыхать в кабине можно только с выключенным двигателем, в противном случае может наступить отравление оксидом углерода.

Существует отдельный перечень инструкций для заправки автомобиля:

  • переливать бензин только с помощью специализированных приборов (ни в коем случае ртом);
  • зимой заправочные пистолеты брать в рукавицах;
  • следить за попаданием топлива на тело;
  • не курить на заправке;
  • не заправляться, если работает двигатель.

Следующим подпунктом в инструкции являются правила поведения в аварийных ситуациях. Как правило, водитель должен:

  1. сообщить о происшествии начальству;
  2. вызвать пожарных;
  3. по возможности самому исправить ситуацию.

Перед окончанием работы сотрудник должен предупредить сменщика/руководство о возможных неполадках и проверить транспортное средство на предмет утечки топлива.

Типовая инструкция для водителя автомобиля

Пример типовой инструкции располагается здесь: https://yadi.sk/d/jdYtoQZa3THVRR

Легкового автомобиля в учреждении

Если нужна инструкция для водителя легкового автомобиля в учреждении, то скачать ее можно здесь: https://yadi.sk/i/LaCNj85y3THWdS

Погрузчика

Для водителя погрузчика действует следующая типовая инструкция: https://yadi.sk/i/hCsJRp8X3THWjn

Общие правила для водителя вилочного погрузчика: https://yadi.sk/i/TLTCqclM3THWxa 

Скачать инструкцию для водителей фронтального погрузчика предлагаем здесь: https://yadi.sk/i/pW-ZKjdR3THX9i

Автобуса

Образец по правилам вождения автобуса находится здесь: https://yadi.sk/i/YWX44lod3THXST

Для водителей школьного автобуса информация размещена по ссылке: https://yadi.sk/i/sRg_mWWx3THXaT

Грузового автомобиля

Пример документа по вождению грузового авто находится здесь: https://yadi.sk/i/tZyaZcJH3THY8F

Самосвала

Инструкцию для водителя самосвала предлагаем скачать здесь: https://yadi.sk/i/yD6XlCsy3THYGA

Топливозаправщика

Для работы с топливозаправщиком составляют такой документ: https://yadi.sk/i/qHxINAgM3THYUU

Электротележки и электрокара

Инструкция по вождению электротележки и электрокара: https://yadi.sk/i/A4XqmUgD3THYeY

Водителей, направляемых в командировку

Условия для водителя в командировке найдутся в этом примере: https://yadi.sk/i/9TAXFU8M3THZ5E

Водителя по перевозке опасных грузов

Опасные грузы требуют особого внимания, здесь можно найти инструктаж по их перевозке: https://yadi.sk/d/I3ufUjFa3THZC3

Сборник инструкций для водителей по обеспечению БДД (безопасности дорожного движения)

Водитель несет ответственность за свою жизнь, жизнь пассажиров и пешеходов. Поэтому каждый сотрудник должен быть ознакомлен с инструкцией по БДД для водителей, в которой помимо основных правил безопасности дорожного движения обозначаются правила поведения при определенных условиях — например, в осенне-зимний и весенне-летний период.

Найти сборник инструкций для водителей по обеспечению БДД можно здесь: https://yadi.sk/i/o7eIeFCQ3THZYj

Вводный инструктаж для водителей по БДД

Пример вводного инструктажа можно найти здесь: https://yadi.sk/i/K7Qocg8M3THZeq

Предрейсовый инструктаж водителей

Образец предрейсового инструктажа располагается по адресу: https://yadi.sk/i/JhMl9eIY3THZoe

По проведению медицинского освидетельствования водителей

Инструкция по медицинскому осмотру находится здесь: https://yadi.sk/i/Y5lhzzpG3THaZP

В заключение хотелось бы отметить, что от соблюдения инструкции по охране труда и технике безопасности зависит не только сохранность автомобиля, но и жизнь окружающих его людей. Именно поэтому подходить к составлению подобного документа необходимо с максимальной долей ответственности.

Источник: http://specworkgid.ru/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/po-ot-i-tb/po-oxrane-truda-voditelya.html

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля | типовая, 2021

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля  типовая

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля – основной локальный нормативный акт, которым регламентируется безопасность данного вида трудовой деятельности. Подробно расскажем о том, как составить инструкцию в 2021 году.

Какие особенности работы должна учитывать инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля 2021

Автомобиль является транспортным средством повышенной опасности. Инструкции для водителей легковых транспортных средств предназначены для обеспечения не только сохранности жизни и здоровья самого водителя, но и других участников дорожного движения, а также сохранности и исправности автомобиля.

Основой для создания нормативных документов, касающихся транспорта, служит глава 51 Трудового кодекса, дающая общие понятия в регламентировании деятельности, связанной с перевозками.

При разработке инструкций для водителя необходимо всесторонне учесть специфику его работы. Перечислим главные особенности.

Итак, у водителя должны быть:

  • квалификация, соответствующая профессиональным требованиям, и знание ПДД;
  • навыки работы на пассажирских перевозках, знание регламента подачи транспорта;
  • знание основ практической психологии, необходимых для бесконфликтного и эффективного общения с пассажирами, это и навыки делового этикета, и умение сохранять эмоциональное равновесие;
  • понимание порядка действий в случаях, выходящих за штатные рамки, например, в случае аварии или в иной нештатной ситуации.

важно

В инструкцию по охране труда для водителей легковых автомобилей в обязательном порядке необходимо вносить пункт, по которому все пассажиры обязаны беспрекословно исполнять все требования шофера.

Охрана труда водителя легкового автомобиля

В инструкцию включаются разделы, содержащие предписания по охране труда и безопасности, скомпонованные по тематическим разделам.

Это следующие требования:

  • Общие.
  • Перед началом работы.
  • В процессе деятельности.
  • В случае наступления различных аварийных и нештатных ситуаций.
  • По окончании работы.

Дополнительно к инструкции прилагаются Правила оказания первой помощи на рабочем месте.

внимание

Для легковых автомобилей и автобусов разрабатываются различные инструкции, нельзя использовать один и тот же текст! В частности, существует ограничение по возрасту. Легковым автомобилем можно управлять с 18-летнего возраста, для автобусов необходимо достичь 20 лет.

Типовая инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Организация при разработке собственных локальных нормативных актов, таких как инструкция по охране труда для водителей, должна опираться на федеральное законодательство и нормативные документы, изданные государственными министерствами и ведомствами.

На основе типовой инструкции ТОИ Р-200-01-95, утвержденной Приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27.02.1996 № 16 должен быть составлен свой документ, в котором будут учтены специфические особенности конкретного предприятия (материально-техническая база, штатное расписание и т.д.).

Скачать>>>

После составления инструкция должна быть согласована со службой охраны труда и профсоюзом или другой организацией, защищающей интересы трудового коллектива. Утверждает этот документ руководство предприятия.

Каждого принимаемого на работу шофера необходимо ознакомить с его должностной инструкцией.

Разделы, которые должна включать инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Документ состоит из пяти разделов и введения.

Первая часть посвящена общим требования охраны труда водителей. В ней даются требования к квалификации и возрасту сотрудников, а также порядок выхода на рабочее место (инструктаж, медосмотры и т.д.). Также перечисляются все опасные и/или вредные факторы, влияющие на водителя в процессе работы, и применяемые СИЗ.

Кроме этого, в данный раздел входят общие запреты и ограничения, дается информация об ответственности в случае нарушений.

Второй раздел составлен из требований, которые водитель обязан выполнить перед началом работы, включая получение путевого листа, предрейсовый медосмотр, проверку технического состояния ТС и т.п.

Важный момент – водитель в болезненном или утомленном состоянии не должен садиться за руль.

Третий раздел соответственно дает сведения по охране труда в процессе рабочей деятельности, включая действия на территории предприятия, АЗС, ремонтной зоне и т.п.

Четвертый раздел определяет порядок действий, если наступила аварийная или нештатная ситуация. Он составляется с учетом действующей редакции Правил дорожного движения.

важно

В данный раздел обязательно должен входить пункт об информировании всех необходимых инстанций о ЧП.

Последний, пятый, регламентирует действия водителя после окончания рабочей смены (технические мероприятия, отчетность и действия при замеченных поломках, санитарно-гигиенические процедуры).

Как использовать и хранить инструкции по охране труда для водителя легкового автомобиля

Инструкция по охране труда для водителей легковых автомобилей относится к обязательным документам, регламентирующим безопасность в организации. Создание и внедрение инструкций является прямой обязанностью работодателя, согласно ТК.

211 статья ТК РФ прямо указывает на необходимость соблюдения норм в охране труда, установленных государством, а Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 относит типовые инструкции по охране труда к нормативным актам.

Логично, что инструкции нуждаются в регулярном обновлении. По правилам, пересматривать все инструкции по охране труда надо как минимум один раз в пять лет, а инструкции к деятельности с повышенными требованиями безопасности – еще чаще, один раз в три года.

Помимо этого, документы по охране труда необходимо изменять, если такая необходимость возникает из-за смены условий труда, начала использования нового оборудования и т.п. Если инструкция рассмотрена и признана действительной – об этом ставится специальная отметка.

Также может возникнуть ситуация, при которой пересмотр действующей инструкции происходит в результате расследования ДТП либо по указанию надзорных органов.

Ознакомление с инструкциями проводится под роспись. Необходимые отметки также ставятся в журналах учета инструкций и выдачи.

Инструкция выдается на руки, размещается на рабочем месте либо в другом, удобном для постоянного использования сотрудником.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/11-qqq-15-m4-instruktsiya-po-ohrane-truda-dlya-voditelya-legkovogo-avtomobilya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.