Условия поставки fca
Условие поставки — FCA. Поставка на условиях FCA
Логистика – сложный, но весьма прибыльный бизнес. Новичкам в нем приходится непросто, так как большая часть всей отрасли уже занята «ветеранами», которые уже давно создали себе имя, известное у клиентов. Единственным способом добиться на этом поприще успеха является строгое следование договорам и правилам, чтобы все потенциальные клиенты могли убедиться в надежности вашей компании.
Особенно важным бывает в этом отношении условие поставки FCA, по качеству выполнения которого можно с уверенностью делать выводы о деловых качествах фирмы. Если вы не знаете, что этот вообще такое, самое время рассмотреть этот вопрос во всех подробностях.
Что это такое?
FCA (Free Carrier) – это такое условие поставки, при котором практически за всю перевозку отвечает покупатель. Он может выбрать транспорт, использовать свои каналы доставки, заключать договоры на поставку грузов. Этим поставка на условиях FCA и отличается от всех стандартных методов перевозок, принятых как в нашей стране, так и по всему миру.
Продавец полностью выполняет свои обязательства, если были выполнены следующие условия:
- Как только было выполнено таможенное экспортное оформление груза.
- Если товар был доставлен следующему перевозчику, который был указан покупателем.
- При доставке к указанному в договоре месту.
Вот в чем заключается условие поставки FCA. Теоретически, основная ответственность лежит на покупателе, но на практике все получается несколько иначе.
Очень важно указанное место, так как от этого пункта в договоре во многом зависят обязательства сторон. Так, если планируется начать погрузку на территории поставщика, то последний несет за нее всю ответственность.
Напротив, если грузить товар начинают в любом другом месте, то сам продавец не несет никакой ответственности.Но! Это справедливо только в том случае, если какие-то иные условия поставки товара (FCA) не были предварительно оговорены в договоре.
Конкретные условия
Как правило, на практике все эти условия значительно конкретизируются. Обязательно указывается вид транспортного средства, его грузоподъемность, прочие характеристики.
В случае, когда на первоначальном пункте погрузки товара не хватает для полной загрузки транспорта, то покупатель вправе договорить с поставщиком об изменении маршрута с целью заезда в какой-то иной населенный пункт, захода в иной порт для произведения консолидации груза и минимизации потерь от порожнего рейса.
Это особенно важно в условиях морских перевозок, когда каждый незапланированный заранее заход в порт чреват серьезными издержками. Впрочем, в нашей стране не менее строги и условия железнодорожных поставок.
Вот что такое FCA-условия поставки, применительно к практическим условиям.
В качестве лица, которое ответственно за приемку товара, покупатель может назначить любого своего представителя.
Учтите, что при доставке товара к посреднику, который был назначен самим покупателем, все обязательства поставщика считаются полностью выполненными. Опять-таки, если иные положение не были заблаговременно внесены в договор.
На этот момент следует обратить особенное внимание, так как этой лазейкой нередко пользуются недобросовестные поставщики и покупатели.
Прочие варианты
Практически каждое условие поставки FCA может быть выполнено вне зависимости от вида транспорта и в виде международных перевозок, причем в этом случае нужно заранее отыскать в договоре о международном же транспорте ответы на следующие вопросы:
- Каким образом и на каких основаниях будет происходить отгрузка товара покупателю?
- Какова будет ответственность перевозчика в случае, если ему придется пересекать границы иных государств?
- До какой конкретно границы будет налагаться ответственность непосредственно на перевозчика?
Важные нюансы
Есть некоторые моменты, которые крайне важно заблаговременно уточнять у самого продавца или же его экспедитора. Особенно это касается непосредственных характеристик перевозимых грузов.
Кроме того, зачастую в уточнении нуждается объем перевозимого груза, его весовые характеристики и требовательность к условиям транспортировки.
Этим поставка на условиях FCA практически ничем не отличается от прочих логистических операций.
Разумеется, продавец должен в срок и по первому требованию предоставлять информацию о том, где и когда будет выполняться погрузка.Сторонам крайне важно своевременно согласовать тип используемого транспортного средства, а также вес одной партии груза (что особенно важно в том случае, когда поставки идут партиями).
Срок подачи транспорта лучше согласовывать не только на конкретный день, но и с указанием точного времени начала погрузки.
Как правило, в договор заносится условие, по которому в случае неисполнения точности подачи транспорта соглашение может быть расторгнуто любым из участников в одностороннем порядке.
За передачу всех данных, которые необходимы для правильного оформления таможенных осмотров и прочих документов, отвечают обе стороны, пропорционально своему участию в перевозке.
Что должно быть в реальном договоре поставки?
Чтобы статья была как можно более информативной, давайте приведем пример тех пунктов, которые обязательно должны быть в типовом договоре поставки. Разумеется, следует рассмотреть также стандартные условия, на которых все это будет базироваться. Такой договор поставки на условиях FCA заключаются в большинстве процентов случаев, если стороны действуют в общепринятом порядке.
Непосредственные условия поставки
Во-первых, в этом пункте должно быть указание того, когда и при каких условиях ответственность за груз переходит к покупателю (как правило, при передаче его представителю или погрузке на его транспорт). За дату такой доставки или приемки принимается штемпель в железнодорожной, судовой (или другой) накладной, заверенный печатью и /или подписью доверенного лица покупателя.
Должен быть оговорен срок, в который товар отправляется покупателю. Как правило, срок этот составляет примерно пять календарных дней от даты переведения средств на счет или передачи наличных денег продавцу.
Если товар должен поступать партиями, необходимо расписать график поставок, оговорив также тип транспортного средства для каждой (если грузы – разнотипные). Покупатель должен отправить заверенный график поставщику не ранее, чем за 20 дней до начала поставок (срок может быть другим). Кроме того, по согласованию сторон график может быть изменен на любом этапе.
Если таково желание покупателя, то поставщик сам может согласовать график и маршрут, но при этом ответственность целиком и полностью несет сам заказчик. Этим поставка товара на условиях FCA отличается от стандартных типов договоров.
Какие данные обязан предоставлять сам покупатель?
Как правило, покупатель должен не менее чем за 10 дней до начала поставок предоставить поставщику перечень следующих необходимых данных:
- Наименование и объем груза, который должен быть отправлен.
- Полные и сокращенные обозначения грузополучателей.
- Полные их адреса. Внимание! Если у дома нет квартир, об этом должно быть сказано дополнительно.
- Необходимы также коды грузополучателей.
- Если планируется доставка на железнодорожные станции, то их коды также должны быть указаны отдельно.
- Опять-таки, для железнодорожных поставок нужно указать номера подъездных путей.
- Прочие сведения, которые помогут перевозчику в срок доставить оплаченный груз.
Если покупатель не предоставляет таких сведений?
На этот случай в договоре должен быть пункт, предусматривающий приостановку поставок до момента получения всей необходимой информации. Если придется возвращать транспорт, все затраты также ложатся на покупателя. Если при передаче груза заказчик не предоставил сертификат качества, на его отправку дается до пяти календарных дней.
Порядок передачи доставленного груза
Чаще всего для приемки поступившего груза используют накладную по форме №ТОРГ-12.
Она обязательно должна быть подписана материально ответственными лицами обеих сторон договора, а также заверена их печатями.
Кроме того, представители покупателя и поставщика обязательно должны присутствовать в момент приемки. Если этого не будет, все недостатки будет оплачивать та сторона, представителей которой не было.
Некоторые сведения по удовлетворению претензий
Претензии по расхождению количества оплаченного товара с фактическим его объемом в точке выгрузки не принимаются в том случае, если убытки находятся в пределах естественной убыли, закрепленной за этим грузом в ГОСТе. В этом случае в приемных документах указывается то количество грузов, которое и было изначально оплачено.
То же самое говорит и компания-создатель FCA, «Инкотермс 2000». Условия поставки таковы, что обе стороны должны вести самостоятельный учет отгружаемого товара. Если планируется многомесячная поставка, то отчеты чаще всего сверяются первого числа каждого месяца.
Акты сверки должны быть приняты сторонами не позднее, чем в пятидневный срок от установленной даты проверки. Если данные по доставке не совпадут, возможно полное прекращение поставок для выяснения всех подробностей. В случае, когда разногласия невозможно урегулировать, стороны могут договориться о преждевременном разрыве договора.
Сведения о возможном расторжении
Если оплата не поступила в тот срок, который был прописан в договоре, поставщик вправе не осуществлять поставку, предварительно известив об этом заказчика. Когда последний получит извещение, контракт официально должен считаться расторгнутым.
В случае, когда таковой пункт имеется в договоре, покупатель не может использовать товар не по назначению. Если это так, то поставщик опять-таки должен высылать официальное уведомление. Как и в предыдущем случае, с момента получения документа покупателем договор будет считаться расторгнутым.
В случае, когда полный объем товара не поставлен по причинам, зависящим от покупателя, поставщик опять-таки может расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Снова необходимо специальное уведомление для заказчика. Это – обязательные условия поставки FCA (что это такое, мы уже выяснили).
Любая из сторон, по чьей вине сорвалась поставка, обязана полностью возместить все затраты.Если таковое установлено договором, возможно взимание процентов за каждый день неустойки по прошествии срока, до которого сторона договора была обязана заплатить.
Важно! Выплата неустойки и процентов по ней не освобождает участника контракта от предоставления товара или его приемки с последующей оплатой.
Ситуации форс-мажорного характера
Учтите, что любое условие поставки FCA может быть не исполнено, если сторона договора докажет, что неисполнение было вызвано факторами, находящимися вне пределов ее компетенции, которые нельзя было предусмотреть (форс-мажор).
К таковым случаям приравниваются все стихийные бедствия и эпидемии (а также эпизоотии), внезапно изменившаяся политическая ситуация, аварии или теракты на объектах транспортной инфраструктуры; постановления региональных властей, которые делают невозможными выполнение договорных обязательств.
Если привести конкретный пример, то многие сельскохозяйственные производители однажды массово нарушили FCA условия поставки: 2010 год выдался крайне неудачным, а потому убытки были многомиллионные.
Любая из сторон, которая ссылается на форс-мажор, обязана уведомить об этом не более чем в течение двух дней с момента наступления подобных обязательств, предварительно заверив документы в любом территориальном отделении Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Если данные обстоятельства продолжаются более трех месяцев, любая из сторон договора может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно известив об этом партнера и оплатив поставленные товары.
Как разрешаются споры между сторонами?
Если между сторонами поставок возникают споры, то решаться они должны переговорным путем. В случае, когда договориться не получается, они должны обращаться за помощью Арбитражного Суда. Все споры должны быть там рассмотрены с соблюдением претензионного порядка.
Вот мы и рассмотрели условия поставки FCA. Это означает, что отныне у вас есть важнейшие представления об этом методе доставки, который с каждым годом становится все более популярным.
Источник: http://fjord12.ru/article/148193/uslovie-postavki---fca-postavka-na-usloviyah-fca
Условие поставки — FCA. Поставка на условиях FCA
Логистика – сложный, но весьма прибыльный бизнес. Новичкам в нем приходится непросто, так как большая часть всей отрасли уже занята «ветеранами», которые уже давно создали себе имя, известное у клиентов. Единственным способом добиться на этом поприще успеха является строгое следование договорам и правилам, чтобы все потенциальные клиенты могли убедиться в надежности вашей компании.
Особенно важным бывает в этом отношении условие поставки FCA, по качеству выполнения которого можно с уверенностью делать выводы о деловых качествах фирмы. Если вы не знаете, что этот вообще такое, самое время рассмотреть этот вопрос во всех подробностях.
INCOTERMS 2010 – FCA: условия поставки и распределение обязанностей между продавцом и покупателем
При поступлении коммерческого предложения, в котором указаны условия поставки FCA ИНКОТЕРМС либо EXW, многие предприниматели напрягаются. Конечно, доставка на склад покупателя — менее хлопотное дело.
Но большинство иностранных фирм вкладывает в стоимость продукции с условием поставки DDP такие суммы, что проще обратиться к другим категориям ИНКОТЕРМС 2010. Тем более, что некоторые заводы-производители не хотят возиться с доставкой на склад покупателя. А отказываться от их выгодных предложений — не самое лучшее решение.
Что представляет собой базис поставки FCA по ИНКОТЕРМС 2010
Это один из базисов ИНКОТЕРМС, который однозначно трактуется в сфере торговых отношений. Сам ИНКОТЕРМС представляет собой не торговую организацию, а международный свод финансовых правил перевозки грузов, которые касаются условий поставки, в частности.
Изредка можно встретить устаревшее название для FCA — это FRC. Использование этой аббревиатуры для современного ИНКОТЕРМС 2010 неприемлемо и может применяться только для внутренней переписки. Но не для официальной документации.
Термин FCA относится к категории «F», когда основные затраты на перевозку можно считать неоплаченными. При этом условии поставки продавец оплачивает пошлины на экспорт и обеспечивает доставку груза до места передачи основному перевозчику. А уже его услуги должен оплатить покупатель.
FCA иногда называют франко-перевозчиком или Free Carrier. К диктатору Франко этот термин не имеет отношения. В ИНКОТЕРМС «франко» — это место, в котором ответственность за груз переходит под эгиду покупателя. Место смены ответственности играет решающую роль при поставке по условиям термина CPT.
То есть, при DDP франко — это склад покупателя. А при FCA — место передачи перевозчику на внутреннем пункте отгрузки — у терминала основной отправки груза, что соответствует категории «F».Для условий поставки FCA возможен выбор любого вида транспорта, так как это касается исключительно покупателя. Может быть избран автомобильный, судоходный (морской фрахт), железнодорожный и другие виды транспорта.
При поставках FCA возможна мультимодальная перевозка грузов — по смешанному типу с применением нескольких разновидностей транспортных средств.
Мера ответственности продавца и покупателя
При передаче перевозчику груза на складах, принадлежащих продавцу, ответственность за погрузку лежит на продающей стороне. Если же франко-местом выступает иной объект, то погрузка входит в сферу обязанностей покупателя.
Продавец, до передачи перевозчику, обязан оплатить экспортные пошлины. А ввоз и импортная составляющая растаможки лежит полностью на покупателе.
После прохождения таможенного режима экспорта груз может передаваться принимающей стороне в месте, которое было оговорено в договоре. Это место должно быть самым подробным образом описано и задокументировано, чтобы франко-место было четко определено и не было дополнительных разбирательств и препирательств по поводу FCA.
До передачи перевозчику все риски в полной мере лежат на поставщике. После документированной передачи любое повреждение груза или его утери касается только принимающей стороны и её договорных обязательств с транспортной компанией.
Если покупатель делегировал свои полномочия на транспортировку, благодаря условиям договора, продавцу, это не снимает ответственности с самого покупателя при возникновении рисков.
Подробнее об обязательствах, распределении зоны ответственности и расходов по условиям термина FCA вы можете прочесть в другой статье нашего сайта.
Когда поставка FCA считается выполненной?
Поставку можно считать выполненной, когда груз очищен от экспортных госпошлин и передан перевозчику или доверенному лицу покупателя в месте, которое было обозначено в договоре. После этого риски полностью ложатся на принимающую сторону.
Для правильного и своевременного оформления груза покупатель должен предоставить информацию о транспортном средстве и о перевозчике, чтобы экспортные таможенные документы были заполнены правильно.
Перевозчиком может считаться:
- транспортная компания;
- экспедиторская служба;
- терминал (порт, грузовой двор ж/д станции, причал и т.д);
- доверенное лицо на выбор покупателя.
Поставщик несет риски до места «франко».
Условия FCA — конкретизация погрузки/разгрузки
Для того, чтобы должным образом конкретизировать условие поставки, используют ряд терминов.
Если груз имеет объем, который кратен нескольким или одной товарной единице, то используют такие термины:
- FIB — для баржи, то есть free into barge;
- FIW — для железнодорожного вагона — free in wagon;
- FOT — для автомобильного транспорта — free on truck и другие.
Если необходима консолидация груза, когда его недостаточно для заполнения одной или нескольких транспортных единиц, то используются следующие термины:
- FT — для терминала — free terminal;
- FOR — для железнодорожной станции — free on rail;
- F — для причала парома — free ferry berth и другие.
Отдельные нюансы поставки FCA
Для того, чтобы поставка была выполнена по всем правилам и с соблюдением всех норм, необходимо учесть несколько нюансов.
- Правильное, подробнейшее прописывание в договорных обязательствах места передачи груза.
- Предоставление подробной информации перевозчику по поводу условий перевозки товара. Если груз считается опасным, то транспортная компания должна иметь разрешение на доставку таких материалов.
- Для случаев выполнения долгосрочных обязательств продавец и покупатель должны тщательно согласовывать объемы отгрузки, типы необходимых транспортных средств и готовность к погрузке каждой из частей товара.
- Подача транспортного средства должна быть согласована вплоть до часа или даже желательно минуты погрузки.
Плюсом условий поставки FCA является то, что покупатель может абсолютно самостоятельно выбрать транспортную компанию. Это позволяет сэкономить и проконтролировать подробно расходы на доставку.
При поставке FCA важно точно указать место передачи груза.
Среди минусов — необходимость оплаты пошлин импорта и оформление ввоза груза, но эту часть работы можно поручить таможенному брокеру. Требуется заключение подробного договора с перевозчиком для того, чтобы свести к минимуму возможные риски.
Если транспортная доставка была рассчитана неправильно, то можно понести убытки. Поэтому нужно применение не только знаний внешнеэкономической деятельности, но и логистики.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».
Источник: https://vedinform.com/business/incoterms-2010/fca-terms.html