Срок давности взыскания налоговых санкций

Содержание

Срок исковой давности по налогам: налоговые правонарушения

Срок давности взыскания налоговых санкций

Некоторым гражданам поступают уведомления от Налоговой службы Российской Федерации, требующие незамедлительного внесения долгов за давно прошедшие периоды.

У кого-то такие новости вызывают раздражение, другие просто расстраиваются, но каждый хочет знать степень законности истребования.

Возникает логичный вопрос: какой срок исковой давности по налогам, по окончанию которого инспекция имеет право с помощью судебных разбирательств взыскивать задолженности? В этом материале мы постараемся дать подробный ответ и разобраться нюансах.

Срок исковой давности по налогам

Срок давности по искам

Некоторые люди ошибочно путают гражданскую исковую давность с налоговой. Она длится три года, и многие полагают, что за неуплату , которая должна была произойти в прошедшие 36 месяцев , они прощены и ничего не должны бюджету страны.

Спешим разуверить, общая давность установлена Гражданским Кодексом, и относится к инструментам регулирования правоотношений гражданских, на налоги не распространяясь. Этот нюанс указан в ГК РФ.

Что сказано в Налоговом Кодексе

Документ федерального значения четкой нормы, как в гражданских правоотношениях, не оговаривает. Конкретного срока, после которого необходимо прекратить преследование налогоплательщика по поводу долга перед государственной казной, не существует.

Однако существует норматив, касающийся возвращения средств, взысканных с граждан в большем размере, например, в виде штрафных санкций.

Он составляет 36 месяцев, начинает вестись с дня, когда приходит уведомление, содержащее информацию о взыскании средств сверх нормы и излишне произведенных платежах в пользу государства. Согласно кодексу обязанность по уплате налогов для жителей Российской Федерации носит бессрочный характер.

Тем не менее, законно «выбивать» из должника деньги без ограничений по времени нельзя. Официально установлено, что для физических лиц временные рамки на истечение давности по невыплате государству устанавливаются в статье НК №48.

Согласно указанной внутри нее информации, инспекция имеет право подать заявление в суд, если задолженность превысила три тысячи рублей. При этом, в обязательном порядке с момента истечения времени, данного на исполнения истребованных в уведомлении действий, должно пройти не более полугода.

Выдержка из статьи 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Что касается невыплат от организаций, которые «забыли» про полагающиеся к отчислению в бюджет страны средства, инспекция вправе принудительно получить от них задолженность.

После отправки на имя организации уведомления, содержащего требования по погашению долга, необходимо дождаться окончания данного на выполнение процедуры срока, равного восьми неделям.

Затем выждать не более полугода, и обратиться в суд за разрешением на принудительное взыскание. Это время и будет для организации сроком исковой давности налога.

Получается, что, несмотря на бессрочность обязательств гражданина, принудительно взыскать средства с налогоплательщиков государственные структуры могут лишь в течение определенного времени, окончание которого знаменует прекращение судебных разбирательств, а также отмена возможности их последующего возобновления.

Обязательно проверяйте информацию в НК РФ

Если произошел пропуск установленных законом временных рамок, долги официально признаются, как безнадежно упущенные и согласно указанному основанию списываются.

Помимо прочего, для гражданских финансовых повинностей, носящих характер имущественный (налог на недвижимость, на транспорт), устанавливаются особые правила.

По ним инспекция имеет право накапливать и требовать задолженности за 36 месяцев, предшествующих действующему отчетному периоду, в котором гражданину пришло уведомление от структуры, содержащее побуждение к погашению обязательств перед страной.

Отнести напрямую временное ограничение к давности нельзя, однако его также следует учитывать, на какой стороне «баррикад» вы бы не находились.

Приведём пример.

Вы являетесь должником по отчислениям и в 2016 году получаете письмо в почтовый ящик, содержащее внутри бумажное уведомление о том, что вы обязаны выплатить в бюджет страны налог на транспорт.

Выплату должно внести за прошедшие 36 месяцев, то есть с 2015 по 2013 года включительно. Если обнаружите, что от вас ждут оплаты и за 2012 или 2011 года, то требование приобретет статус неправомерного.

Таблица 1. Выводы, по выше указанной информации

Вывод №1Согласно букве закона, обязанность по компенсации плательщиком недоимки государству является бессрочной, без установленной давности.
Вывод №2Взыскать посредством обращения в суд долги по выплатам инспекция может, лишь уложившись в ограниченный срок.
Вывод №3Во время процедуры взыскания специалисты инспекции обязаны обращать внимание на правила, касающиеся отчислений за имеющееся у граждан во владении имущество.

Как определить законность истребования задолженности

Отвечая на вопрос, касающийся степени законности предъявленных должнику претензий по несовершенным за прошедший период выплатам, нужно обратить внимание, на следующие моменты:

  • имеют ли место быть нарушения правил исчисления полагающихся государству сумм (для налогов, взымаемых с физических лиц);
  • действует ли инспекция правомерно, в установленные Налоговым Кодексом России сроки, принудительно получая с субъекта правоотношений недоимки.

Чтобы определить точку отсчета срока, полагающегося на принудительное взыскание, необходимо узнать дату, когда была обнаружена искомая задолженность. С этого обнаружения и начинается отсчет, а также стартует сам процесс взыскания.

Долг может быть установлен по результатам проведения Федеральной налоговой службой проверок следующего характера:

  • выездной;
  • камеральной;
  • проводящейся второй раз.

Если сложится такая ситуация, датой запуска отсчета временного отрезка будет день ее проведения

Если полагающаяся к уплате сумма вписана в декларационный бланк гражданином самостоятельно или же расчет проведен отделением службы, но при этом начисления в казну страны не произошло, недоимка считается обнаруженной на дату, следующую за последним днем предоставленного на уплату периода.

Когда гражданин предоставляет декларационный бланк позже установленных законом рамок, следующий за датой представления декларации день считается началом отсчета.

После выявления суммы долга, установленной в Кодексе, срок на судебные разбирательства между субъектами правоотношения, будет составляться, как сумма следующих периодов:

  • нужного на отправку требования по погашению долга;
  • ожидания произведения выплат, указанных в официальной бумаге;
  • времени для подачи иска и разбирательства.

Суммарно с момента, когда была определена недостача, до задействования суда, проходит около 36 недель, если заявление подается с требованием о ее взыскании из денег должника.

Если же погашение планируется за счет имеющегося у него имущества (для физических лиц денеьги также считаются имуществом), то максимальный срок составляет 24 месяца с момента окончания периода, определенного на добровольное погашение задолженности.

Обратите внимание, важно учитывать, что определенное законом на судебные разбирательства время может варьироваться в зависимости от величины задолженности, не выплаченной в государственную казну. Чем он меньше, тем меньше соответственно и срок и наоборот.

Если по прошествии определенного времени на получение недоимки суд дело прекращает, налоговая навсегда теряет возможность получения невыплаченных средств, а также повторного открытия дела о невыплате.

Налоговые правонарушения

Еще один аспект, который вызывает среди налогоплательщиков путаницу, заключается в сравнении исковой давности по налогам и налоговых правонарушений. Вторая категория серьезно разниться с первой, рассматриваемой выше в статье, по многим аспектам. Давайте посмотрим, в чем эти отличия заключаются.

Правонарушители наказываются штрафами

Эта сфера правоотношений регулируется собственной давностью, равной 36 месяцам:

  • с момента совершения нарушения;
  • с даты, следующей за отчетным периодом, в котором правонарушение произошло.

При этом возможна дифференциация временных отрезков, идущих на привлечение нарушителей к ответственности, которая зависит от типа совершенного проступка.

Так, когда гражданин или организация нарушили законодательные нормы, определенные к применению при учете полученных ими доходов, совершенных затрат и имеющихся во владении наименований, подлежащих обложению, либо не выполнили обязательства в установленный буквой закона период, впоследствии уменьшения финансовой базы или другой величины, отсчет по нарушению начинает вестись с даты, следующей за последним днем текущего отчетного периода.

Согласно мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, давностью для этого правонарушения считается первый день налогового периода, следующего за тем, в котором оно совершено. Актуальна эта установка и для тех отчислений, периодом которых являются 12 месяцев.

Во всех оставшихся ситуациях отсчет времени, в которое можно привлечь нарушителя к ответственности, стартует со дня, идущего за датой, в которую произошло нарушение.

Налоговые санкции

Что касается давности для санкций, то есть пеней и штрафов, она также ограничена. Речь идет о средствах, истребуемых в качестве меры ответственности за совершенные правонарушения. Разумеется, такая мера применяется лишь к тем гражданам или организациям, которые получили решение о принудительной выплате, а также штрафа сверху указанной суммы.

Если долг берется с юридического лица или индивидуального предпринимателя, при этом изымается с его банковского счета, то вынести постановление о принудительном получении денежного штрафа можно через восемь недель после окончания срока, отданного на выполнение требований. Если срок окончился, но средства от плательщика так и не поступили, специалисты инспекции могут подать судебное заявление на штрафование. Санкционные платежи в течение последующего полугода должны быть в обязательном порядке уплачены.

Если компания по результатам решения покрывает долг посредством имущества, на получение разрешения о взыскание дается 12 месяцев, отсчет которых стартует после окончания срока, отданного на добровольное внесение средств. Если этот срок был пропущен, контролирующие органы могут подать обращение в суд в течение еще одного года. Получается, максимальная давность по санкциям налогового характера составляет 2 года.

Подведем итоги

Как видите, существующая исковая налоговая давность определяется временем, в течение которого налогоплательщик может одуматься и добровольно внести выплату, а также сроком, в который со злостных нарушителей система принудительно взымает отчисления. Тем не менее, обязанность выплатить государству средства бессрочна.

Внимательно изучите параметры давности

Помимо прочего, следует обратить внимание, что исковая давность имеет множество смежных понятий, описанных в статье. Важно не путать их между собой, так как они друг от друга кардинально отличаются.

Сроки могут увеличиваться и уменьшаться в зависимости от различных обстоятельств, в том числе от размера не выплаченной суммы. Лучше всего перечислять деньги в бюджет страны вовремя, иначе можно оказаться в эпицентре серьезных проблем, и помимо долга в результате выплатить еще и штрафные санкции.

Источник: https://nalog-expert.com/oplata-nalogov/srok-iskovoj-davnosti-po-nalogam.html

Срок давности взыскания налоговых санкций

Срок давности взыскания налоговых санкций

  • Срок давности взыскания судебных расходов по ГПК
  • Общая информация

Срок давности взыскания налоговых санкций – период, в течение которого налоговые органы вправе подать исковое заявление в судебные органы о взыскании с плательщика налогов, сборов, агентов налоговых санкций.

Некоторые факты

По данным Федеральной налоговой службы задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации составляет 746,5 млрд.рублей

Согласно абз.4 ст.6.1 Налогового кодекса, срок давности истекает через шесть месяцев в соответствующую дату последнего календарного месяца.

Если срок давности оканчивается в месяц, где нет соответствующей даты, то этим днем становится последний день этого месяца.

Когда последний день срока выпадает в нерабочий день, днем окончания срока давности принимается следующий за ним рабочий день (абз.6 ст.6.1 НК РФ).

Сроки давности взыскания налоговых штрафов являются пресекательными, то есть, по их истечению привлечение лица к ответственности и взыскание установленных санкций становится невозможным и восстановлению не подлежит. Приостановление срока давности привлечения лица к ответственности за налоговые правонарушения не предусмотрено никакими положениями закона о налогах и сборах, включая ст.115 НК РФ.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Срок давности взыскания налоговых санкций отличается от срока давности ответственности за налоговые нарушения:

  • если срок давности взыскания налоговых санкций истекает, то суд отказывает в удовлетворении иска налоговых органов о их взыскании, а, если истекает срок давности привлечения к налоговой ответственности, то исключается возможность привлечения лица к ответственности за налоговые нарушения;
  • срок давности привлечения к налоговой ответственности
    • три года, срок давности взыскания налоговых штрафов
    • шесть месяцев;
  • начало срока давности привлечения к налоговой ответственности берет отсчет от дня совершения налогового правонарушения, начало срока давности взыскания налоговых штрафов – со дня установления налогового нарушения и составления акта;
  • если уголовное дело не возбуждается либо прекращается, а налоговое нарушение налицо, срок давности привлечения к налоговой ответственности рассчитывается согласно общим правилам. Отсчет срока давности взыскания налоговых санкций начинается с того дня, когда налоговые органы получают постановление об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Срок давности взыскания судебных расходов по ГПК

В общей юрисдикции срок для взыскания судебных расходов гпк рф ограничен сроками давности в три года с момента принятия последнего судебного акта, в котором дело было рассмотрено.

В арбитражном процессе этот срок занимает не более шести месяцев. В соответствие с п. 1 ст.

98 ГПК РФ, стороне, в чью пользу вынесено решение, судебные органы присуждают возмещение противной стороной всех понесенных по делу судебных расходов, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

Судебные расходы в гражданском процессе — это материальные затраты, которые несут участники процесса в связи с изучением и разрешением дела.

Большое значение имеет срок давности вынесения решения суда.

Если решение о принудительном взыскании было вынесено судебными органами, но с того момента уже прошло три года, судебный пристав не должен взыскивать данную сумму.

Гарантом того, что предъявление претензии в дальнейшем неправомочно, является принятие постановления об окончании исполнительного производства. Подобный документ подготавливается судебными приставами.

Существует возможность приостановления течения срока давности для взыскания судебных расходов. Согласно ст. 202 ГК РФ основными причинами для этого являются:

  • непредвиденные обстоятельства, никоим образом не зависящие от воли сторон;
  • прохождение одной из сторон судебных отношений обязательной службы в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • правомерная отсрочка исполнения обязательств.

Общая информация

Налоговая санкция – мера ответственности за совершение нарушения налогового законодательства.

Санкции устанавливаются и применяются в виде денежных штрафов в определенных размерах:

  • смягчающее обстоятельство уменьшает размер не менее, чем в два раза;
  • определенные обстоятельства увеличивают сумму на 100%;
  • при совершении одним лицом более двух правонарушений взыскание накладывается на каждое из них в отдельности без возможности поглощения более строгой санкцией менее строгой.

Налоговые штрафы взыскиваются с налогоплательщиков-нарушителей только в судебном порядке в соответствии с п.7 ст.114 НК РФ посредством подготовки налоговыми органами иска о взыскании штрафов.

В видео рассматривается подробности взыскания судебных расходов

Согласно ГПК РФ к судебным издержкам относятся:

Интересная статья

Про взыскание ущерба с виновника ДТП читайте здесь.

  1. Расходы на командировки, включающие затраты билеты любого перевозчика, затраты на проживание в гостинице и питание. Подобные расходы будут учитываться, если придется ехать на заседание суда в другой город.
  2. Затраты за почтовые отправления при подготовке претензии ответчику, содержащей требование об уплате долга в целях досудебного урегулирования.
  3. Расходы на оплату услуг представителя – наиболее распространенный вид судебных издержек, заключающийся в подготовке документации или представления интересов пострадавшей стороны в суде.
  4. Компенсация за потерю времени – взыскивается при подаче неосновательного иска либо противодействии рассмотрения дела в установленные сроки. Подобные понятия являются оценочными, поэтому конкретные условия получения компенсации установить сложно. В каждом конкретном случае принимать решение будет суд.
  5. Иные затраты, которые будут приниматься судебными органами в качестве издержек. Каждый вид расходов должен подтверждаться документально, в противном случае иск будет признан неправомочным.

ГПК РФ рекомендует соблюдать в отношении расходов принцип разумности и обоснованности.

О взыскании морального вреда причиненного преступлением читайте по ссылке https://cashfacts.ru/2538-poryadok-vzyskaniya-moralnogo-vreda-obrazets-iska

Источник: https://cashfacts.ru/2582-sroki-dlya-vzyskaniya-nalogovyh-sanktsii-ili-sudebnyh-rashodov-po-gpk

Мошенничество срок давности взыскания налоговых санкций

Срок давности взыскания налоговых санкций

Подать такой иск налоговый орган должен до истечения шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта проверки.

Исчисление срока начинается с момента составления акта.

Иск, поданный по истечении срока давности, принимается к рассмотрению судом, однако истечение этого срока является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Вместе с

Лекция 16. Санкции в налоговом праве

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению сосчетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства, вынесенное в течение срока давности привлечения к ответственности, может быть обращено к исполнению только в течение срока давности взыскания налоговых санкций. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков исключительно в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ) путем предъявления налоговым органом иска о взыскании санкций.

Избранная информация

Прежде всего, необходимо различать срок для выявления недоимки по налогам (т.е.

период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно принудительное взыскание налога через суд). Срок давности выявления налоговой недоимки налогоплательщика Налоговым кодексом действительно не установлен.

Липчанка, присвоившая полтора миллиона, заплатит штраф

Из-за ее мошеннических действий пострадали 73 человека, рассказали в пресс-службе управления Судебного департамента Липецкой области. Но в итоге женщине удалось избежать строгого наказания. Дело в том, что в деле осталось девять эпизодов. Липчане заключали договоры с юридическим лицом, а не с подсудимой. Кроме того, от наказания женщину освободили в связи с истечением срока

Срок исковой давности взыскания недоимки и пеней по налогам: как списать безнадежную задолженность с лицевого счета

А налогоплательщик искренне полагает, что в случае истечения 3-летнего срока исковой давности эта задолженность взысканию уже не подлежит.

Наличие сведений о задолженности налогоплательщика перед бюджетом позволяет налоговому органу производить принудительное взыскание с налогоплательщика суммы задолженности и в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислять пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Кроме того, включение без правовых оснований в справку просроченной задолженности по налогам нарушает права и законные интересы налогоплательщика, препятствует осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, является критерием его недобросовестности. В такой ситуации у налогоплательщика возникает правомерный вопрос: каков же срок исковой давности задолженности по налогам и пеням, и установлен ли налоговым законодательством способ ее списания налоговым органом с лицевого счета налогоплательщика. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Войти на сайт

Глобальной идеей поправок, по сути, является снижение нагрузки на суды и снижение затрат налоговых органов, не более.

В этой связи не лишним будет вспомнить статью 18 Конституции РФ, которая гласит, что Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Руководитель липецкой фирмы, обманувшая 73 человек, осталась безнаказанной

В общей сложности злоумышленница похитила 1,5 млн рублей, внесенных потерпевшими в качестве оплаты по заключенным договорам. От действий аферистки пострадали 73 человека.

При этом большую часть эпизодов из обвинения исключили, поскольку граждане заключали договоры с юридическим лицом. Непосредственно с подсудимой было заключено только 9 договоров.

Суд признал экс-гендиректора виновной в совершении

За какой вы думаете период? За время, в котором фирма не работала – это с 2003 г. и по сей день.

Да еще в этом требовании указано, что если компания не выполнит обязанность по уплате задолженности, то ей грозит «страшное», изымут все, что нажито честным трудом. Правда, того, что нажито давно уже нет.

Но кого это интересует? Меня всегда волновал вопрос: существует ли срок давности для взыскания налога? Перелистал весь Налоговый кодекс, а не нашел такой статьи.

Давность задолженности по налогам

Отметим вначале, что ситуация, изложенная в вопросе, достаточно часто встречается на практике.

Как разъясняет Министерство финансов РФ, налоговым кодексом Российской Федерации не определен срок давности взыскания задолженности по налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. В соответствии с п. 3 ст.

46 Налогового кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Налоговый кодекс ( НК РФ )

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

Давность взыскания санкции и давность привлечения лица к налоговой ответственности: сроки и разница

Так, согласно ст.

31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы только в порядке, установленном НК РФ. Этот порядок предполагает и соблюдение всех установленных законодательством сроков. такого института, как

«срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения»

и «срок исковой давности взыскания штрафов» определено положениями с г.

Срок исковой давности в налоговых спорах

Не стоить путать сроки взыскания также с таким понятием как срок давности по уплате налогов. поскольку указанного срока Налоговым кодексом РФ также не установлено.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием направления налоговым/таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1 ст. 45 НК РФ).

По общему правилу, требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафов должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ)

Налоговый орган обращается в суд с иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.

Предложение уплатить добровольно сумму налоговой санкции может быть сделано обязанному лицу как непосредственно в решении о привлечении (об отказе в привлечении) этого лица к ответственности, так и путем направления этому лицу требования об уплате налога (сбора), пени и штрафов.

Налоговый кодекс российской федерации

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. 3.

Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Источник: http://cnk-nalog.ru/moshennichestvo-srok-davnosti-vzyskanija-nalogovyh-sankcij-71261/

Взыскание налоговых санкций, давность их взыскания

Срок давности взыскания налоговых санкций

Введение

1. Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

2. Налоговые правонарушения и санкции применяемые к ним

3. Задача

Заключение

Список использованных источников

Введение

Развитие и усложнение общественных отношений, необходимость их защиты обуславливает появление новых видов юридической ответственности, новых отраслей права и отраслей законодательства. Это закономерный процесс. Правовые науки «не создают» новые виды юридической ответственности, а выявляют их. Как известно, право лишь отражает итоги общественного развития.

Переоценка роли налоговых отношений в функционировании государства, а от их нормального функционирования зависит внешняя и внутренняя безопасность, экономическое обеспечение реализации прав и свобод человека, неизбежно приводит к выделению налоговой ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности.

Усложнение общественной жизни неизбежно ведет к эволюции законодательства, к его специализации.

Большинство вопросов, касающиеся видовой идентификации налоговой ответственности, остались неохваченными даже после принятия НК РФ, либо проработаны в нем недостаточно, что можно отнести к явным его недостаткам. По мнению А.В.

Демина, наиболее дискуссионной и практически значимой представляется проблема видовой идентификации ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Ст.2 НК РФ включает в предмет налогового законодательства отношения, возникающие в процессе «привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Ст.

106 указывает, что за совершение налогового правонарушения «настоящим Кодексом установлена ответственность». Какая ответственность? Административная, налоговая или какая-либо иная? Очевидно, что законодатель затруднился идентифицировать природу ответственности, вследствие чего возникла неопределенность (пробел) правового регулирования, требующая дополнительного толкования [2].

Помимо нерешенного вопроса об определении понятия ответственности за налоговые правонарушения (что следует понимать под данным термином) следует указать на такие, как о характере ответственности всех лиц, участвующих в налоговых правоотношениях; о соотношении ответственности за налоговые правонарушения и иных видов ответственности, в том числе административной и гражданской; о характере ответственности, которую несут государственные органы за вред, причиненный участникам налоговых правоотношений. В данной работе мы попытаемся ответить на эти вопросы и рассмотреть особенности налоговой ответственности.

Применение мер ответственности в сфере налогообложения постоянно вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права, в особенности право собственности. В Постановлении от 17.12.

1996 № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

Рассмотрение налоговых санкций, является особенно актуальным в связи с продолжающимся реформированием законодательства о налогах и сборах.

Наверно, каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере и можно ли снизить их, какие обстоятельства необходимо учитывать при этом.

Санкции или ответственность за налоговые правонарушения — разновидность юридической ответственности. И она подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частности уголовной, гражданской, дисциплинарной.

При этом ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями НК РФ.

Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным или административным законодательством.

1. Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

В соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика (плательщика сборов) обязанностей последний несет определенную ответственность.

Традиционно правовая наука выделяет следующие виды юридической ответственности: гражданскую; административную; уголовную; дисциплинарную; материальную [4, с.284].

Однако в последнее время ряд авторов начали выделять понятие финансовой ответственности, разновидностью которой является налоговая ответственность, обладающая всеми основными признаками юридической ответственности.

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах наступает только при наличии соответствующих оснований [4, с.285]:

налоговых правонарушений;

нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений;

налоговых преступлений.

В зависимости от наличия указанных оснований лица, виновные в нарушениях законодательства о налогах и сборах, могут привлекаться к налоговой, административной и уголовной ответственности.

В свою очередь налоговая ответственность включает [6, с.34]:

ответственность за налоговые правонарушения;

ответственность за иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах правонарушения (нарушение банками обязанностей, возникающих в связи с обслуживанием клиентов — налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов).

Законодательной основой налоговой ответственности выступает исключительно НК РФ. В соответствии с п.1 ст.

108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Никакие иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не могут предусматривать ответственность за налоговые правонарушения.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п.4 ст.108 НК РФ).

Административная ответственность возникает в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.

Административная ответственность за административные правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством РФ уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах наступаете случаях, когда указанное деяние характеризуется и подпадает под признаки налогового преступления.

Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками (плательщиками сборов), повлекших уклонение от уплаты налогов в крупных размерах (свыше 200 МРОТ для физических лиц и свыше 1000 МРОТ для организаций) и в особо крупных размерах (свыше 500 и 5000 МРОТ для физических лиц и организаций соответственно), обязаны в 10-дневный срок направлять материалы в территориальные органы внутренних дел для принятия по ним процессуального решения в соответствии с законодательством РФ.

2. Налоговые правонарушения и санкции применяемые к ним

В соответствии с НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное, т.е. в нарушение законодательства о налогах и сборах, деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных яиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ). Согласно ст.

110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность имеет место в случае, когда лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, 'возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

К обстоятельствам, исключающим вину в совершении налогового правонарушения, относятся [3]:

совершение содержащего признаки налогового правонарушения деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

совершение содержащего признаки налогового правонарушения деяния налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Наличие перечисленных обстоятельств исключает привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.2 ст.111 HK РФ).

Однако отсутствие вины освобождает налогоплательщика только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности, а представляет собой компенсацию убытков государства вследствие несвоевременного поступления налоговых платежей в бюджеты или государственные внебюджетные фонды.

Источник: http://MirZnanii.com/a/34250/vzyskanie-nalogovykh-sanktsiy-davnost-ikh-vzyskaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.