КИНОПРОИЗВОДСТВО
Что такое Кинопроизводство
Кинопроизводство — это одна из основных отраслей кинематографии. Она включает в себя художественно-творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства, продвижение на рынке. Характер фильма определяет размеры и тип съемочной команды, необходимой для создания кино.
Во многих голливудских приключенческих фильмах проводится набор актеров и съемочной группы численностью до тысячи человек, внедряется сложная компьютерная графика, в то время как в малобюджетное, независимое кино может быть привлечено всего несколько человек, зачастую с минимальным гонораром.
Кинопроизводство распространено по всему миру, везде используются различные технологии и оборудование, а сам процесс проходит в различных финансовых условиях, начиная от государственной поддержки документалистики в Китае, и заканчивая ориентированными на прибыль проектами, снятыми на американских киностудиях.
Этапы кинопроизводства
Производственный цикл создания фильма состоит из пяти основных этапов:
- Проектирование
- Предварительная подготовка
- Съемки
- Пост-производство
- Распространение
Полный цикл кинопроизводства в Голливудском стиле, как правило, занимает 3 года. Первый год уделяется планированию и проектированию. Второй год включает в себя предварительную подготовку и съемки, и уже третий год включает в себя пост-производство и распространение продукта.
Проектирование
Это этап, когда идея воплощается в жизнеспособный сценарий. Продюсер фильма находит историю, которая может быть взята в книгах, других фильмах, правдивых историях, оригинальных идеях, и т.д.
После того, как тема, или базовая история, была определена, подготавливается краткий конспект в виде пошагового описания сцен, с акцентом на драматургию. Предварительная версия сценария готова.
Это от 25 до 30 страниц описания сюжета, настроения и характера сцен, с краткими диалогами и описанием декораций, часто содержащих наброски в виде рисунков, чтобы наглядно представить ключевые моменты.
Сценарий пишется в течение шести месяцев, возможно, переписывается несколько раз, чтобы улучшить драматизм, ясность, структуру, характеры, диалоги и общий стиль сюжета. Однако, продюсеры часто опускают предыдущие шаги и используют готовые сценарии, которые специальным образом обрабатываются и подготавливаются.Дистрибьютор фильма должен быть ознакомлен со сценарием на ранней стадии для оценки возможного интереса к фильму и, следовательно, его финансового успеха.
Голливудские дистрибьюторы примут взвешенный подход к ведению бизнеса, и учтут такие факторы, как: жанр фильма, целевая аудитория, исторический успех подобных фильмов, актеры, которые могут появиться в фильме и потенциальные режиссеры.
Все эти факторы влекут определенную привлекательность фильма для возможной аудитории и, следовательно, увеличивают число занятых мест в зрительском зале на премьере. Фильмы редко приносят прибыль от одних лишь показов в кинотеатрах, поэтому необходимо учесть продажи DVD и распространения коммерческих прав на продукцию.
Краткое представление фильма далее подготавливается и представляется потенциальным финансистам. Если этот шаг успешен и фильму дают «зеленый свет», то финансовая поддержка предоставляется, как правило, крупными киностудиями, советом киноиндустрии или независимыми инвесторами. Согласовывают сделку и подписывается контракт.
Предварительная подготовка
В предварительной подготовке фильм проектируется и разрабатывается план. Формируется съемочная группа и производственные отделы. Художники-иллюстратори и художники-постановщики создают эскизы для визуального планирования сцен перед съёмкой. Также будет учтен бюджет фильма в проектировании сцен.
Продюсеру необходимо нанять людей для выполнения следующих функций:
- Режиссер, несет главную ответственность за съемку фильма и управляет творческим процессом.
- Ассистент режиссера, руководит планированием съемок и следит за материально-техническим обеспечением производства.
- Руководитель кастинга, занимается подбором актеров согласно сценарию. Как правило, проводит прослушивание всех кандидатов. Ведущих актеров выбирают очень тщательно, и часто выбор основан на репутации или на звездном статусе.
- Управляющий по месту съемки. Большинство кадров снимается в студийных съемочных павильонах, но иногда необходимы кадры на открытом воздухе или в специальных помещениях.
- Руководитель производства, следит за бюджетом и графиком съемок. Он ведет отчетность от лица финансиство фильма и студийного производственного управления.
- Оператор-постановщик, или кинооператор, выполняет съемку сцен фильма. Он сотрудничает с режиссером, его ассистентом и со звукорежиссером.
- Арт-директор, руководит декорационно-художественным отделом, отвественен за декорации, костюмы, грим, укладку волос и пр.
- Дизайнер-технолог, создает внешний вид декораций, костюмов, грима и прически, сотрудничает с арт-директором.
- Художник-постановщик, создает визуальные образы, чтобы помочь режиссеру и дизайнеру-технологу доносить свои идеи до съемочной команды.
- Звукорежиссер, следит за качеством звука во время съемок. Сотрудничает с режиссером, оператором, ассистентом режиссера.
- Звукооператор, добавляет звуковые эффекты и усиливает звуковую атмосферу фильма.
- Композитор, создает новую музыку для фильма.
- Хореограф, создает и координирует движения и танец — как правило, для мюзиклов. В некоторых фильмах нанимается хореограф по борьбе.
Съемки
Здесь в действительности и происходит создание фильма.
На этой стадии съемочная группа расширяется, в работу включаются мастер по съемочной технике, руководитель по сценарию, помощники режиссера, оператор-постановщик, редактор изображения и редактор звука.
Это лишь наиболее расспространенные функции в процессе кинопроизводства, и отдел производства в праве добавить уникальные должности с учетом особенностей фильма.
Обычный съемочный день начинается с того, что ассистент режиссера ознакамливает команду с дневным планом съемок. Подготавливается и проверяется съемочная аппаратура и декорации. Идет настройка света, камеры и звукозаписи.
В это же время актеров одевают в костюмы, наносят макияж и делают прическу. Актеры репитируют сцены под руководством режиссера. Затем сцены вновь репитируют и согласуют со съемочной группой звуко- и кинооператоров.Затем, снимается сцена с таким количеством дублей, какое режиссер посчитает нужным.
В каждом дубле используется хлопушка с соответствующей маркировкой, чтобы на стадии пост-производства редактору было легче отслеживать съемочный процесс.
На хлопушке отмечают сцену, дубль, режиссера, оператора, дату и название фильма и снимают это на кадр. Хлопушка также выполняет функцию синхронизации в работе видео- и звукозаписи.
Звук записывается отдельно от картинки и в дальнейшем будет сопоставляться в пост-производстве.
Далее режиссеру необходимо проверить, удачным ли вышел кадр. Руководитель по сценарию, операторы изображения и звука в своих отчетных листах отмечают каждый дубль как удачный или неудачный. В каждом отчетном листе отмечается вся необходимая информация обо отснятом дубле.
Когда сцена снята, режиссер объявляет о сворачивании съемок, и съемочная группа принимается за демонтаж декораций. Режиссер утверждает график съемок на следующий день и в производственный отдел отправляется отчет о ходе продвижения работы. Он включает в себя отчеты от руководителей по сценарию, звуку и изображению.
Актерам и съемочной группе выдаются информационные листы о том, где и когда будет проходить следующий съемочный день.
В кинопроизводстве, использующем традиционную кинопленку, необработанный негатив съемочных дублей передается вечером в лабораторию для обработки.
После обработки пленка возвращается из лаборатории, и режиссер этим же вечером просматривает результаты, возможно консультируясь вместе с руководителями отделов и актерами.
Для производств с использованием цифровых технологий, кадры сохраняются на компьютере и просмотриваются как обычно.По завершению съемок обычно организовывается вечер, где собирается вся съемочная группа с актерами и выражаются слова благодарности за их усилия.
Пост-производство
На данном этапе фильм монтируется. В современном кинопроизводстве разделяют 2 способа монтажа: внутрикадровый (линейный) монтаж и межкадровый (нелинейный) монтаж.
Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. из нескольких источников (проигрывателей, камер, пр.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство).
В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа.
О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.
При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), часто с использованием специального программного обеспечения, после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.
В случае киноплёнки процесс нелинейного монтажа происходит вручную: монтажёр с применением монтажного стола под руководством кинорежиссёра режет плёнку в нужных местах, а затем склеивает фрагменты в выбранной режиссёром последовательности.
Гибридный видеомонтаж имеет достоинства первых двух (нелинейная видеомонтажная система играет роль видеоисточника). Недостаток — более высокая цена.
Первой задачей редактора-монтажера является в грубой форме нарезать и собрать сцены, сопоставляя отдельные отснятые кадры. Это выполняется с целью отобрать лучшие кадры и отсеять мусор. Следующим шагом будет уже более детальная работа с кадрами и создание ровного потока кадров, переходящего в цельный видеорассказ. На данном этапе обрезка, т.е.
укорачивание сцен до нескольких минут, секунд или даже кадров, завершена. Режиссер и продюсер фильма просматривают результаты и утверждают его, подразумевая, что больше изменений не будет. Затем вручную или автоматически редактор заполняет документ, содержащий список нарезанных сцен с описанием исходных отснятых кадров для финального монтажа.
Когда смонтированная картинка утверждена, фильм передается из рук редактора в звуковой отдел для обработки и создания звуковой дорожки. Тут синхронизируютя голоса в сочетании со звуковыми эффектами, фоном, музыкой, пр.
Если качество синхронной звукозаписи не удовлетворяет режиссёра или звукорежиссёра, проводится озвучивание фильма в студии. На экран проецируется изображение, проводится несколько репетиций, во время которых актёры добиваются, чтобы артикуляция на экране совпадала с произносимым звуком.Затем записывается фонограмма. После этого на монтажном столе проводят её монтаж и синхронизацию.
и звук компонуются, результатом чего является низкокачественная проба фильма. Высокое качество пробы в зависимости от типа съемки создается соответствующими способами обработки пленки.
Наконец, набирают целевую аудиторию для просмотра фильма, по отзывам которой возможно проводятся дополнительные доработки и изменения.
Распространение
Это последний этап, когда фильм выходит в кинотеатрах, или, иногда, на DVD, VCD или VHS. Фильм дублируется, что требуется для проката в кинотеатрах. Идет реклама фильма, готовятся пресс-релизы, плакаты и другие рекламные материалы.
Фильм обычно в начале представляется на вечере, с анонсом, пресс-релизами, интервью с представителями прессы. Фильм демонстрируется на пресс-просмотре, возможно на кинофестивалях. Также имеет смысл создать веб-сайт для сопровождения фильма.
Фильм демонстрируется в определенных кинотеатрах, и DVD, как правило, выходит несколькими месяцами позже. Лицензионные права на фильм и DVD, также, обычно, продаются и распространяются по всему миру.
Любая прибыль делится между дистрибьютором и производственной киностудией.
Независимое кино
Фильмы снимаются также и за пределами киностудий, это так называемое независимое кино. После введения технологии DV способы кинопроизводства стали более доступными.
Кинематографисты могут в принципе снимать и монтировать фильмы, создавать и редактировать звук и музыку, и полностью собрать готовый кинопроект на домашнем компьютере.
Однако, в то время как условия кинопроизводства демократизировались, финансирование, распределение и сбыт остаются трудными для осуществления вне традиционной системы. Большинство независимых кинематографистов рассчитывают, что их заметят на кинофестивалях, и они смогут продать свой фильм.
Тем не менее, интернет позволяет сравнительно недорого распространять независимое кино, а многие кинематографисты выкладывают свои фильмы в онлайн для критики и признания. Хотя на этом много и не заработаешь, режиссер все равно может найти спонсоров с помощью веба.
Источник: http://snimifilm.com/almanakh/vvedenie-v-kinoproizvodstvo/chto-takoe-kinoproizvodstvo
Основы кинопроизводства: процесс съемки фильма
В одной из прошлых статей я рассказывала о подготовительном периоде — о сложном, комплексном наборе действий, что нужно сделать перед тем, как оправляться в плавание…. то есть, снимать фильм.
Сейчас же мы представим, что этот период хоть и с трудом (как у большинства киношников), но был преодолён.
И мы в плотную подошли к тому самому процессу, который все идеализируют и так рвутся в него попасть.
Ключевой составляющей этого действия является съёмочная группа. И если вы все сделали правильно и у вас на все хватило денег — все действующие лица будут стоять на своих местах и будут готовы действовать.
Конечно, во время самого процесса на съёмочной площадке всегда творится хаос, от которого даже у самого спокойного человека могут взыграть нервы.
Как я уже раньше упоминала (в той самой статье про подготовительный период), съёмочная группа насчитывает иногда до 50 человек.
Давайте же разбираться вместе.
Административная группа
Начнём с административной группы. Эти люди — серые кардиналы площадки. Они приезжают раньше всех и готовят площадку аки пчелы. Они также заведуют всем комфортом на площадке — будь то «принесите актрисе стульчик и зонтик» или «а кто что сегодня будет на обед».
Ими управляет продюсер на площадке (иногда он же менеджер или ещё какое-нибудь звено в более высокой ветке управления). Он всегда в курсе всего и в любую минуту готов «заплатить громким соседям» (если он плохой продюсер) или «уговорить» (если хороший).
Далее двигаемся к группе, что следующая вступает в игру во время съёмочного дня — группа художника-постановщика. Туда входят реквизиторы, косвенно гримёры и костюмеры (хотя они гордо любят выделять себя как отдельные единицы на площадке). За ними вся красота и атмосфера.
После пробежимся по операторской группе, группе осветителей и дольщиков.
Операторская группа
операторы, дольщики, фокус те люди, что отвечают за картинку.
— бригадир осветителей, который быстро, понятно и точно понимает, что, куда и когда освещать в кадре.
— технически подкованные люди, что отвечают за исправность техники. Они прикреплены к камерам. В основном, носят их, ставят, настраивают — им платит компания-арендодатель техники, и они являются теми, кто могут починить, если что случится.
Дольщики — люди, которые зачастую разговаривают на своем уникальном языке (наполовину термины съёмочной площадки и физики и наполовину жёсткая ненормативная лексика). Они тягают тележку с камерой и оператором по рельсам в любую погоду и в любой местности.
Фокус — человек, ответственный за фокус в изображении.
Оператор — тот, кто придумывает творческие решения, поставленные режиссёром задач.
Идём далее. В дело вступает звукорежиссер. Иногда их несколько. я думаю все ясно — они пишут шумы и диалоги.
Достаточно активную административную роль исполняют водители — как (машина для перевозки света), (перевозка техники связанной с камерой) и (гримёрки и личные трейлеры звёзд). Также сюда входят просто водители, что привозят и отвозят актёров и съемочную группу. С ними надо дружить — они могут выручить в тёмные времена и облегчить работу ассистентов.
Кстати про ассистентов. Все они входят в режиссёрскую группу. Они те, кто знают про все и вся и готовы сорваться за актёрами в любую пропасть (возможно, про пропасть я погорячилась, но полезть в грязь или на морозе ждать — это пожалуйста).В режиссёрскую группу входят:
Режиссёр — краеугольный камень съёмочной площадки. Может появиться в последний момент разворота и спонтанно менять текст и последовательность сцен, как ему заблагорассудится.
Второй режиссёр — рабочая пчёлка, что следит за всем и вся. Его или её вы всегда будете слышать в вашей рации — он объявляет о начале смены, несёт благую весть об окончании рабочего дня и контролирует, что сейчас происходит в кадре и за кадром. Он, при необходимости, вызывает каскадёров или пиротехников и точно знает, что так).
Ассистент режиссёра (хлопушка) — чаще всего девушка, что хлопает хлопушкой, записывает количество дублей, хронометраж дублей, ударность дублей и заметки на тему съёмок данной сцены. Также в её обязанности входит, чтобы режиссёр был сыт и доволен (смысле того, что происходит на площадке).
Ассистент режиссёра по актёрам — человек, что всегда бегает. За актёрами, за едой, за гримёрами, за сценарием. Он — связующее звено между актёром и внешним миром на площадке и его поводырь (посели да выдай деньги) за пределами площадки.
Другие персонажи
За пределами площадки также есть группа, что уже готовится к и группа людей, что сопровождает съёмки. Например, есть исполнительный продюсер, что выдаёт в нужный момент деньги. Есть отдел, что порой в быстром порядке ищет актёров на второстепенные роли. Есть редакторы, что смотрят за логикой и вообще пытаются строить из того, что есть, последовательность кадров.
Одними из самых главных действующих лиц на площадке являются актёры. Но из-за популярности этих персон про аспекты работы широкой публике известно многое, и мало что может удивить читателей в работе оных.
Таким образом, подводя итоги выясняется, что за картинкой, что казалось бы снял один оператор, режиссёр и актёры, стоит большое количество технической, физической и моральной поддержки.
И есть один нюанс — несмотря на то, что все описано красиво и понятно, на деле должно пройти достаточно много времени, чтобы группа сложилась, сработалась и все было гармонично. Чаще всего, на площадке царит хаос и безобразие, и весь процесс, мягко сказать, идеализирован.К тому же, в отличии от крупно-бюджетных американских съёмочная группа не зарабатывает очень много — я бы даже сказала, что у нас они зарабатывают крайне мало.
Так что, если кто-то гонится за мечтой попасть на площадку и стать частью фильма или сериала — запаситесь успокоительным (крики в рацию второго режиссёра могут и довести), думайте о деньгах.
Всего хорошего!
Превью: Depositphotos
Источник: http://say-hi.me/24-kadra/osnovy-kinoproizvodstva-process-semki-filma.html
Этапы кинопроизводства
Кинопроизводство включает в себя творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства, продвижение на рынке. Характер фильма определяет размеры и тип съемочной команды, необходимой для создания кино.
Бюджет фильмов
В советское время был снят фильм “Война и мир”, который по бюджету доступен только целому могучему государству, такому как СССР. Голливудские картины снимаются с бюджетом $200 – 300 млн. В России вышел в прокат очень дорогой по российским меркам фильм “Сталинград” с бюджетом $30 млн.
Другая крайность – авторское кино, которое снимается при полном отсутствии бюджета. Хотя это заблуждение, что бюджет отсутствует. Затраты всё равно есть. Просто они не записаны на бумаге. И часто возникают обязательства финансовые и моральные обязательства перед участниками творческого процесса.
Средний бюджет российского фильма – $1-3 млн.
В том числе затраты на этапы:
- Проектирование (development) – 10-20 % или от $0,1-0,6 млн., в том числе покупка авторских прав.
- Предварительная подготовка (pre-production) – 10-20 % или от $0,1-0,6 млн.
- Съемки (production) – 20-60 % или от $0,2-1,8 млн. Зависит от состава актеров, съемочной техники, киноэкспедиций и т.д.
- Пост-производство (post-production) – 10-20 % или от $0,1-0,6 млн.
- Распространение (sale) – 10-20 % или от $0,1-0,6 млн. Иногда этот этап сравним по затратам с суммой всех предыдущих затрат.
Для того, чтобы в российской действительности определить точную сумму, нужно оплатить затраты на Проектирование в размере 3-10 млн. руб., и уладить все вопросы с авторскими правами. Здесь же может быть посчитан примерный бюджет фильма.
Затем оплачивается этап Предварительной подготовки. На этом этапе готовится проектная документация, где описывается каждый шаг участника производства этого фильма и составляется смета.
Объем и детализация документов аналогична как и для строительства дома. Мы уже почти точно знаем: что, где, когда мы снимаем, кто в этом участвует и что мы используем при этом.
На этом этапе мы узнаем более или менее точную сумму бюджета фильма и составим четкий план действий творческой группы на площадке.
Указанные выше цифры – условные. Они изменяются от проекта к проекту. Однако, для того, чтобы снять фильм, нужно оплатить затраты по каждому этапу, также как и при строительстве дома.
Источник: http://prad-media.ru/stages-of-film-production/