Статья 93 НК РФ
Статья 93.1 Налогового кодекса РФ
В Налоговом кодексе РФ существует статья 93.1, которая позволяет ФНС затребовать документы налогоплательщиков для проверки. Как компании определить правомерность запроса и что изменилось в правовом регулировании.
Статья 93.1 НК РФ дает инспекции ФНС право требовать сведения о налогоплательщике, плательщике сборов, страховых взносов и налоговом агенте. Рассмотрим, какие изменения вносились в закон, и когда отказ компании предоставить информацию будет правомерен.
Налоговый кодекс РФ определил порядок истребования документов в статье 93.1
Закон перечисляет, какими правами ФНС обладает в отношении хозяйствующих субъектов. В статье 93.1 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговики могут требовать документы:
- в ходе проведения проверки;
- в результате решения руководителя налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- вне рамок налоговых проверок при обоснованной необходимости.
В требовании налоговики указывают:
- основания истребования документов (информации);
- наименование мероприятия налогового контроля;
- лицо, у кого запрашивают сведения;
- реквизиты документов за интересующий период.
ФНС запрашивает документы в рамках выездной и камеральной проверки, а также вне рамок таких мероприятий (ст. 93.1 НК РФ). В последнем случае инспекция должна уточнить требование. Если ФНС запрашивает информацию относительно конкретной сделки, необходимо указать сведения, чтобы ее идентифицировать. Сотрудник ФНС вправе запросить:
С формой и порядком можно ознакомиться на сайте ФНС.
Норма статьи 93.1 НК РФ о предоставлении документов вне проверки защищает от необоснованных запросов
Закон позволяет истребовать сведения вне рамок проверки. ФНС вправе запросить документы, если возникает обоснованная необходимость в информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93 НК РФ). Понятие такой необходимости статья не раскрывает. Она требует от ФНС указать в письменном поручении:
- мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость предоставить документы;
- сведения, чтобы идентифицировать сделку, по которой запрашивается информация.
Если налоговики не укажут необходимые данные, компания вправе оспорить действия инспекции и признать незаконными требования предоставить документы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 по делу № А51-3991/2012).
Например, организация обратилась в суд. Она посчитала незаконным и просила отменить требования Межрайонной инспекции о предоставлении документов.
Суд установил, что ФНС направила ряду налогоплательщиков региона поручение вне рамок проверки. Налоговики указали, что возникла обоснованная необходимость в информации относительно конкретной сделки. Опираясь на статью 93.
1 Налогового кодекса РФ, ФНС в пятидневный срок потребовала представить:
- документы за год по контрагенту;
- информацию за 2013 — 2014 годы о номенклатуре, количестве, цене реализованной продукции;
- сведения об объеме реализации и остатках ТМЦ;
- расшифровку строк формы «Бухгалтерский баланс»;
- расшифровку строк формы «Отчет о финансовых результатах»;
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- перечень основных средств с указанием первоначальной и остаточной стоимости;
- расшифровку затрат организации, которые учитываются в составе капитальных вложений на счете «капитальные вложения»;
- отчеты по движению и стоимости товаров;
- перечень дебиторов и кредиторов организации с указанием суммы задолженности и срока их погашения;
- акты инвентаризации, сверок расчетов с покупателями, поставщиками и другими контрагентами;
- сведения об инициаторе заключения договоров с ООО, об организациях перевозчиках продукции, должностных лицах, которые вели деловых переговоры с контрагентом.
Налогоплательщик попросил вышестоящий налоговый орган признать запрос незаконным, но жалобу не удовлетворили. Тогда компания подала иск. Суд посчитал неправомерными действия ФНС.
Он указал на необходимость баланса между правом налогового органа выставить список документов, которые должна представить компания, и обязанностью налогоплательщика исполнить такой запрос. Согласно нормам статьи 93.1 НК РФ из запроса должно быть ясно, что у ФНС есть основания затребовать именно эти бумаги.
Данный запрос таких сведений не содержал (постановление АС Поволжского округа от 23.12.2016 № Ф06-16020/2016 по делу № А65-12057/2016).
Статья в новой редакции регулирует порядок запроса документов
Источник: https://www.law.ru/article/22119-statya-931-nalogovogo-kodeksa-rf-chto-izmenilos-v-regulirovanii
Ст. 93 НК РФ с актуальными ми
Cт. 93 НК РФ имеет важное значение для всех налогоплательщиков. Она определяет механизм, с помощью которого проверяющие могут затребовать подтверждающие документы во время контрольных процедур. Знание ее содержания поможет организациям аргументированно пресечь возможные незаконные притязания налоговиков.
Кого касается статья 93 НК РФ
Есть ли у представителей ФНС право требовать документы вне рамок проведения проверки
Вероятная ответственность за непредставление документов
Случаи, когда инспекторы вправе самостоятельно изымать бумаги для подтверждения
Обстоятельства применения ст. 93.1 НК РФ
Кого касается статья 93 НК РФ
В практике проведения контрольных процедур со стороны органов ФНС запросы на представление документов являются обычным явлением.
В случае если налоговики ограничиваются камеральной проверкой отчетности и при этом в ней нет никаких нестыковок, представлять поясняющие бумаги не придется.
Наличие ошибок и несогласованность сумм в декларации служат достаточными основаниями для отправки налогоплательщику требования о представлении обосновывающих документов. Проведение выездной проверки всегда сопряжено с необходимостью давать налоговикам обоснование проведенных расчетов.
Исходя из данных предпосылок, ст. 93 НК дает компаниям ответ на следующие вопросы:
- в течение какого срока документы должны быть представлены проверяющим;
- в каком виде нужно предъявлять обоснования;
- каким образом передать в ФНС документальные доказательства.
Работники ФНС также в своей работе должны руководствоваться ст. 93 НК РФ, которая определяет для них следующие моменты:
- предпосылки для продления периода представления документов;
- порядок передачи требования на запрос документов налогоплательщику.
В этой же статье кодекса урегулированы права и обязанности проверяющих в данном вопросе:
- налоговикам даются правомочия изымать необходимый пакет документов при отказе налогоплательщиков выдать их;
- налоговики могут также изучать подлинники, на основе которых были представлены копии документов;
- контролеры не имеют права на вторичный запрос одних и тех же бумаг.
Есть ли у представителей ФНС право требовать документы вне рамок проведения проверки
На данный момент сложилась практика, однозначно указывающая на то, что обращаться к компании с предписанием о предоставлении документов на основании статьи 93 НК вне проведения проверки налоговики не могут. На это четко указывает постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № А40-71892/13.
Кроме того, п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 подтверждает, что инспекции правомочны затребовать документы только при проведении проверок или иных дополнительных контрольных процедур.
Вероятная ответственность за непредставление документов
НК в 93-й статье отводит налогоплательщикам следующие периоды для представления документов по запросу ФНС:
- 10 суток со дня получения запроса — для всех налогоплательщиков в общем порядке;
- 20 суток — если требование предъявляется консолидированной группе;
- 30 суток — для зарубежных фирм.
За пропуск указанных сроков налогоплательщик может быть подвергнут наказанию в виде штрафа в сумме 200 руб. за каждый документ.
Необходимо помнить, что существуют условия, смягчающие вину плательщика или исключающие его ответственность. При их наличии возможно уменьшение наказания вдвое или его неприменение. Данные выводы подтверждены судами (например, постановлением ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008).
Возможно, что компания не успевает собрать и обработать весь пакет запрашиваемых бумаг, в этой ситуации ей на основании п. 3 ст. 93 НК РФ следует обратиться к проверяющим с просьбой об увеличении срока.
Полученный в подобных обстоятельствах отказ и последующее начисление штрафа могут быть обжалованы в суде. Существующие прецеденты в основном на стороне налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006).
Судьи поддерживают налогоплательщиков и при минимальном пропуске срока предоставления документов — в частности, штраф был отменен в постановлении ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09.
Случаи, когда инспекторы вправе самостоятельно изымать бумаги для подтверждения
Изъятие документов налоговиками допускается только при выездной проверке по правилам ст. 94 НК РФ. Такое право возникает у проверяющих при уклонении компании от представления необходимых документов.
Однако если инспекция не будет соблюдать установленные правила, ее решение можно будет оспорить в судебных органах — на это указывает постановление арбитров Уральского округа от 29.07.2015 № Ф09-4467/15.
Обстоятельства применения ст. 93.1 НК РФ
Проведение контрольных процедур в отношении налогоплательщика — не единственное обстоятельство, позволяющее налоговикам потребовать его документы. В ст. 93.1 НК РФ допускается истребование налоговиками документов:
- при проведении проверок партнеров налогоплательщика;
- принятии решения руководством ИФНС об осуществлении дополнительных мероприятий по контролю;
- необходимости выяснить обстоятельства проведения определенной сделки на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
В последнем случае довольно часто имеют место факты злоупотребления со стороны налоговиков положениями статьи. Например, в требовании не приводится ссылка на операцию, которую хотят проверить, или не указывается, для каких дополнительных контрольных мероприятий нужны бумаги. В подобных условиях велика вероятность признания действий представителей ФНС не соответствующими нормам закона.
***
Условия, порядок и форма предоставления, а также допустимые случаи истребования документов компании налоговыми органами регламентируются ст. 93 и 93.1 НК РФ. Запрос налоговиков на истребование документов в каких-либо иных обстоятельствах, не поименованных в указанных статьях, незаконен.
Источник: https://buhnk.ru/proverki/st-93-nk-rf-s-aktualnymi-kommentariyami/
Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.
2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
5.
В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Скачать PDF
Печать страницы
Предлагаем ознакомиться со статьей 93 НК РФ Главы 14 «Истребование документов при проведении налоговой проверки». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 93 НК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.
Сохраните страницу в соц. сетях:
Санкт-Петербург: 8(812)4251366
Источник: http://FinansovyeSovety.ru/statya93-nk-rf/