Правовые основы инвестиционной деятельности

Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации: что нужно знать

Правовые основы инвестиционной деятельности

Успешность инвестиций, проектов, как известно, определяется не только внутренними качествами самих инвесторов или построенной ими бизнес-модели своей компании.

Во многом роль фактора, формирующего условия успеха или неудачи на  инвестиционном рынке, принадлежит внешним условиям, часть из которых относится к тому, что называется внешние политические или экономические условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Кроме чисто объективных условий,  задаваемых экономической структурой той или иной общественной системы, территории или страны, значительную часть условий  ведения бизнеса составляет нормативно правовая основа инвестиционной деятельности, которая задается конкретным государством, его политическими и экономическими агентами. Под агентами влияния имеются в виду не только министерства и ведомства, напрямую встроенные и подчиненные в заданной системе власти, но и различные группы лоббирования своих интересов. Например, такие как — ВПК, олигархат, крупные корпорации, профсоюзы и т. п.

В этой статье будет рассказано об основных элементах правовой системы Российской Федерации, которая и составляет фундамент того, что в бизнесе принято называть понятными и предсказуемыми правилами игры на инвестиционном рынке страны.

Общее понятие системы и правовая база инвестиционной деятельности в  РФ

Правовая система, определяющая условия ведения инвестиционной деятельности на территории России, по сравнению с развитыми государствами достаточно молодая. За 25 лет относительно свободной и квази рыночной экономики удалось создать некоторый каркас правовых регламентов, определяющих инвестиционную активность.

Сама по себе правовая система регулирования инвестиционной деятельности является частью лишь большого государственного механизма регулирования всей  экономической жизни страны. Тем не менее, за правовыми условиями остается приоритет установления понятных, прозрачных и обязательных для всех норм ведения инвестиционной активности, что вносит свой вклад в стабильность развития экономики.

В общем виде система и структура государственного регулирования инвестиционной деятельности может быть представлена, как это изображено на схеме.

Роль и место правого регулирования в этой довольно непростой структуре состоит в том, чтобы в каждом из сегментов и элементов госрегулирования соблюдались права, как инвесторов, так и всех участников инвестиционного процесса включая и государство.

Собственно такая правовая система управления инвестициями опирается на следующие фундаментальные факторы:

  1. Защита прав частной собственности, приоритет частной собственности над всеми остальными.
  2. Равенство всех перед законом, независимый и справедливый суд, в том числе и арбитражное разбирательство по экономическим вопросам
  3. Свобода распространения информации, в том числе экономической, или любой другой, которая может оказать воздействие на частных экономических субъектов. В данном случае подразумевается открытость информации, например, статистики, касающейся развития секторов экономики страны, бюджетной политики, макроэкономических показателей
  4. Свобода перемещения капитала, — это также один из краеугольных камней  инвестиционной деятельности. Препятствие свободного перемещения капитала или чрезмерное валютное регулирование  и  валютный контроль формируют у большинства инвесторов настороженность относительно того, стоит ли вкладывать деньги в страну, из которой потом заработанную прибыль можно вывести, затрачивая дополнительные усилия (если вообще что получится вернуть?)
  5. Свобода конкуренции и антимонопольная политика государства.

Кроме перечисленных основных фундаментальных  императивов инвестиционной деятельности на территории любого государства есть немало других условий, которые характеризуют определенную специфику ведения дел в каждой конкретной стране, в том числе и в России.

Основные правовые акты по инвестиционной деятельности

Кроме Конституции и Гражданского Кодекса, нормативные акты, регулирующие именно инвестиционную деятельность,  можно разделить на несколько групп:

  • Международные законы и конвенции, в которых Российская Федерация принимает участие или ратифицировала для применения  на  своей территории. Например, Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция); Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция);
  • Федеральные — обязательные для исполнения на всей территории страны. Например, федеральные законы:

Источник: http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/241-pravovyie-osnovyi-investitsionnoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii.html

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Правовые основы инвестиционной деятельности

Инвестирование – это деятельность, направленная на приумножение национального богатства страны.

Инвестиционные операции должны в первую очередь быть целесообразными, иначе они не принесут ожидаемого эффекта.

Все бизнес-процессы, происходящие в стране, требуют качественного менеджмента и своевременного контроля. Именно поэтому появляется острая необходимость в регулировании инвестиционной деятельности.

Политика в сфере инвестирования предусматривает участие государства в роли инвестора и регулятора инвестиционных операций одновременно.

Государственное регулирование инвестиционной означает комплекс мер, способствующих приумножению эффекта от вложения денег в развитие приоритетные сфер народного хозяйства. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности включают:

  • Непосредственные;
  • Опосредованные.

Суть прямых методов регулирования заключается в финансовой поддержке отраслей экономики или отдельных предприятий, которые гарантированно не выстоят в конкурентной борьбе.

Опосредованное государственное регулирование инвестиций – это совокупность методов, которыми пользуется государство с целью непрямого воздействия на инвестиционные процессы, проявляющегося в инструментах бюджетирования, кредитования и налогообложения. С помощью этих инструментов государства пытается оказать эффективное влияние на субъекты, вовлеченные в процесс инвестирования.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционного процесса в государстве, прежде всего, осуществляется на центральном уровне. Сюда относят:

  • Разработку и постоянное отслеживание эффективности действующей системы налогообложения;
  • Поддержку интересов субъектов, занимающимся инвестированием в развитие государственных предприятий;
  • Разработку системы льгот;
  • Информационную политику касающуюся сферы бизнеса;
  • Борьбу с монополией;
  • Составление и публикация отчётностей.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности – это комплекс мер, направленных на способствование осуществления бизнес-деятельности в рамках законодательного поля.

Инвестиционное право государства – это правовые нормы, целью которых является регулирование отношений, сформированных в сфере привлечения, имплементации и контроля над средствами, за счёт которых осуществляются инвестиционные операции.

Существует ряд причин, по которым инвестирование как экономическое явление нуждается в правовом контроле со стороны государства:

  1. Инвестиционная деятельность считается самостоятельной, так как инвестор, являющийся её главным участником, сам принимает решения, касающиеся вложения средств в развитие экономических объектов.
  2. Инвестиционная деятельность во всех без исключения случаев характеризуется той или иной степенью риска, так как она растянута во времени и всегда является не полностью прогнозированной.
  3. Инвестиционная деятельность всегда инициируется инвестором из-за её прибыльности.
  4. Инвестиционные операции совершаются экономическими субъектами разных правовых форм организации.

Инвестиционное право характеризуется следующими принципами:

  1. Свобода в выборе объекта инвестирования, суммы и срока инвестиций.
  2. Защита инвесторов от неоправданного изъятия имущества со стороны органов власти.
  3. Свободное использование результатов инвестиционной деятельности.
  4. Предоставление государственных гарантий возмещения вложенного инвестором капитала.
  5. Регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства.

Правовые основы инвестиционной деятельности определяются сформированными законодательными рамками. Нормативно-правовые акты составляются и действуют не только на общегосударственном, но и на местном уровне.

В законах РФ, регулирующих инвестиционную деятельность, чётко определены понятия инвестора, заказчика и подрядчика. Также очерчены их функции и обязательства, возникающие в процессе инвестирования.

Законодательные условия инвестирования представляют собой:

  • Порядок использования производственных факторов, определяющих инвестиционных потенциал отдельно взятой территории;
  • Суммы денежных активов, направляемых на реализацию инвестиционных операций;
  • Льготы налогообложения и гарантий государства;
  • Нормы права, регулирующие инвестиционную деятельность.

Законодательство

Инвестиционное законодательство РФ состоит из совокупности отдельных законов, среди которых выделяют следующие:

  1. Регулирующего инвестиционные операции, осуществляемые нерезидентами;
  2. Регулирующего капитальные инвестиции.

На уровне регионов также могут существовать законы, призванные регулировать деловую активность в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Первый из перечисленных законов определяет права, на которые претендуют инвесторы-нерезиденты, занимающиеся реализацией инвестиционных операций внутри страны. Закон содержит условия, согласно которым должна вестись бизнес-деятельность.

Целью создания закона считается способствование прозрачной бизнес-деятельности и, осуществляемой зарубежными инвесторами.

Закон освещает гарантии, предоставляемые со стороны РФ иностранным инвесторам.

Однако действие его не охватывает операции вливания капитала нерезидентов в финансовые учреждения, банки и страховые компании, руководствующиеся в своей деятельности положениями других законов.

Также закон не может влиять на отношения, возникшие в результате финансирования благотворительной, религиозной и образовательную деятельности.

Второй Закон призван регулировать предпринимательскую деятельность, связанную с капитальными вкладываниями средств, причём как со стороны резидентов, так и нерезидентов.

Государственное регулирование инвестиций имеет свой инструментарий влияния на деловую среду. К инструментам государственного менеджмента инвестиционных процессов со стороны включают:

  • Информационно-аналитическую базу;
  • Популяризация актуальных реформ и проектов
  • Повышение привлекательности делового климата внутри страны.

Главные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности это:

  • Формирование оптимальной среды для осуществления инвестирования;
  • Непосредственное привлечение государства к воплощению проектов в реальность;
  • Прочие формы регулирования.

К позитивным и стимулирующим условиям, создаваемым государственным аппаратом, относят:

  • Усовершенствование системы налогообложения и начисления амортизации;
  • Формирование особых налоговых режимов;
  • Формирование льготных условий, позволяющих использование природных ресурсов государства, если оно предусматривает позитивное влияние на экономику;
  • Способствование развитию лизинговых операций
  • Способствование регулярной переоценке основных фондов предприятий.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности зависит от целей, которые ставит себе государство в сфере развития приоритетных отраслей и предприятий.

Часто поддержка касается улучшения качественных показателей деятельности экономических субъектов.

Как правило, речь идёт о техническом переоснащении, расширении, модернизации, реставрации и приобретения дополнительной производственной недвижимости или оборудования.

Мероприятия, касающиеся государственной поддержки инвестиций, отображаются в специальных программах, рассчитанных на определённый период. В разработке, анализе и имплементации государственных инвестиционных программ участвует Правительство России, Правительство региона, в котором осуществляется инвестирование, Министерство экономики, Министерство финансов.

Непосредственное участие государства в инвестировании происходит следующим образом:

  • Государство, совместно с иностранными партнёрами разрабатывает комплекс мер, позволяющих беспрепятственно реализовывать инвестиционные проекты.
  • Государство выступает спонсором приоритетных проектов, направляя на их реализацию средства из центрального бюджета;
  • Правительственные органы занимается формированием списка приоритетных объектов, требующих возведения или полной реконструкции.
  • Проведение конкурсов среди инвесторов на предоставление государственных гарантий.
  • Проведение конкурса на размещение финансов, поступивших из центрального бюджета, которые предположительно будут направлены на реализацию инвестиционных проектов.
  • Проведение экспертизы проектов.
  • Эмиссия облигаций с целью финансирования проектов.
  • Защита предприятий государства от поставок сырья и оборудования низкого качества.

Перечень непрямого влияния государства на инвестиционную деятельность состоит из:

  • Мер, направленных на рациональное распределение доходов и ресурсов;
  • Формирование зон с особыми экономическими условиями и потенциалом;
  • Способствование формированию экономически обоснованных цен;
  • Разработка упрощённой и прозрачной системы налогообложения;
  • Формирование привлекательного для инвесторов делового климата.

Разработка оптимальной налоговой политики является особо актуальной для тех государств, которые намерены стимулировать развитие предпринимательства в своих пределах. Способствование развитию кредитных и финансовых посредников также является приоритетной задачей государства, так как без этих составляющих невозможно формирование благоприятного бизнес-климата.

Качественное ведение бизнеса в стране невозможно без отлаженной работы финансовых посредников, поэтому государство ставит перед собой задачу, заключающуюся в улучшении функционирования кредитного рынка и фондовой биржи.

Читайте далее

Определение международной инвестиционной деятельности.

Политика России в сфере инвестирования и контроль над регионами.

Инвестиционная привлекательность России: ее позитивные и негативные характеристики.

Что такое инвестиционная привлекательность региона и какие ее составляющие.

Источник: https://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/gosudarstvennoe-regulirovanie.html

Правовые основы инвестиционной деятельности РФ, Инвестиции и проекты — Реферат

Правовые основы инвестиционной деятельности

Введение

1. Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

2. Законодательная база инвестиционной деятельности в РФ.

3. Инвестиционная привлекательность России.

Заключение

Список используемой литературы:

К этой группе кстати, самой многочисленной, относятся Архангельская, Вологодская, Воронежская область и др.

3) в третью группу входят регионы, где вообще нет специального инвестиционного законодательства (только отдельные положения в некоторых документах) и не обеспечен механизм действия федеральных правовых актов, регулирующих инвестиционные отношения. Например, Мурманская, Ивановская области.

В целом все принятые в субъектах федерации законодательные акты соответствуют федеральным и используют их определения и важнейшие положения. Следует отметить, что многие субъекты сформировали более эффективную правовую базу, включающую определение приоритетов в инвестиционной деятельности и четкую привязку к иным льготам, а также системы поддержки инвесторов (инвестиционные программы).

Заключение

Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

  • -На протяжении последних десятилетий в мире происходит рост прямых иностранных инвестиций. Для стран, экспортирующих капитал, иностранные инвестиции являются средством получения доходов расширения и повышения эффективности производства, увеличения экспорта товаров и услуг.

    Для принимающих государств иностранные инвестиции становятся дополнительным, а нередко и важнейшим источником развития, решения производственных и внешнеэкономических проблем. Недаром прямые инвестиции определяют как критически важный в современных условиях фактор роста и глобализации мировой экономики;

  • — Политика в области иностранных инвестиций становится все более важной составной частью промышленной стратегии.

Когда государство имеет четкий план развития тех или иных отраслей, производств, районов, такая поддержка может осуществляться, в числе прочих мер, и по каналам привлечения иностранных инвестиций. Это могут быть специальные льготы, гарантии в конкретных областях, меры по развитию инфраструктуры;

  • — Наиболее эффективный элемент инвестиционной политики — это совершенствование нормативной базы инвестиционной деятельности, выработка и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии.

Подытоживая краткий обзор основных нормативных актов в сфере регулирования инвестиций можно еще раз подчеркнуть, что существующая правовая база в этой сфере в настоящее время не в полной мере отвечает требованиям динамично развивающихся инвестиционных отношений. Необходимо сделать еще очень многое для того, чтобы сформировать благоприятные для инвесторов и в то же время защищающие интересы России правовые условия инвестирования.

Список используемой литературы:

  • Кокушкина И. В. Законодательная база инвестиционной деятельности Российской Федерации // Юридическая мысль. — 2001, № 2. — с. 75.

Кокушкина И. В. Правовые и экономические условия иностранных инвестиций в КНР // Юридическая мысль. — 2001, № 1. — с. 52.

Комаров В. Прямые иностранные инвестиции и антиконкурентная политика // Экономика и жизнь. -1999, № 26. — с.43.

Крутик А. Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 544 с.

Чебанов С. Международное регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы // Мировая экономика и международные отношения. — 2001, № 12.- с. 21.

Яковлева Е. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию // Мировая экономика и международные отношения. — 1999, № 11.- с. 90.

Крутик А. Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. —  с. 112.

Чебанов С. Международное регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы // Мировая экономика и международные отношения. — 2001, № 12.- с. 21.

1 На основе источника: Кокушкина И. В. Законодательная база инвестиционной деятельности Российской Федерации // Юридическая мысль. — 2001, № 2. — с. 76.

Яковлева Е. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию // Мировая экономика и международные отношения. — 1999, № 11.- с. 94.

1

Список источников информации

1.Кокушкина И. В. Законодательная база инвестиционной деятельности Российской Федерации // Юридическая мысль. — 2001, № 2. — с. 75.

2.Кокушкина И. В. Правовые и экономические условия иностранных инвестиций в КНР // Юридическая мысль. — 2001, № 1. — с. 52.

3.Комаров В. Прямые иностранные инвестиции и антиконкурентная политика // Экономика и жизнь. -1999, № 26. — с.43.

4.Крутик А. Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 544 с.

5.Чебанов С. Международное регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы // Мировая экономика и международные отношения. — 2001, № 12.- с. 21.

6.Яковлева Е. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию // Мировая экономика и международные отношения. — 1999, № 11.- с. 90.

список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/referat/pravovyie-osnovyi-investitsionnoy-deyatelnosti-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.