Право на забвение

Содержание

Закон «Право на забвение»

Право на забвение

С 1 января 2016 года в России вводится в действие новый закон, который именуется как «Право на забвение».

Закон «Право на забвение» в интернете — это документ, являющийся поправками в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно этому закону, поисковики (поисковые системы и службы), которые предоставляют свои услуги и фактически работающие на территории Российской Федерации, с 1 января 2016 должны удалять ссылки на информацию, которая утратила свою актуальность.

Любой гражданин РФ теперь сможет подать заявку на удаление такой информации, причём в независимости от того, как он может фигурировать или фигурирует в контексте определённой WEB-страницы. По своей сути, закон является копией зарубежного закона, который ввёл Евросоюз в 2014 году в части защиты личных данных пользователей сети интернет.

Понятия, используемые в «Праве на забвение»

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 г.

№ 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» статью 2 дополнили пунктом 20 следующего содержания:
«20) поисковая система — информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.»

Также этот закон дополнили статьёй 10-3 следующего содержания:

«Статья 10-3. Обязанности оператора поисковой системы

1.

Оператор поисковой системы, распространяющий в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) (далее в настоящей статье — заявитель) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет» (далее также — ссылка), позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.»

Таки образом, любой гражданин, заметивший «утратившую актуальность информацию«, может подать заявление на удаление этой информации не только из выдачи поисковой системы, но и из рекламы. Для удаления от заявителя потребуется написать заявление-требование.

требования заявителя на удаление устаревшей информации

О содержании требования заявителя также указано в законе от 13.07.2015 г. № 264-ФЗ. Дословно:

Требование заявителя должно содержать:
1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
2) информацию о заявителе, указанную в части 1 настоящей статьи, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
3) указатель страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи;
4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.
3. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в требовании заявителя оператор поисковой системы вправе направить заявителю в течение десяти рабочих дней с момента получения указанного требования уведомление об уточнении представленных сведений. Оператор поисковой системы также вправе направить заявителю уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность. Указанное уведомление может быть направлено заявителю однократно.
4. В течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет оператору поисковой системы уточненные сведения, а также документ, удостоверяющий личность (в случае необходимости).
5. В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя или уточненных заявителем сведений (в случае направления заявителю уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи) оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.
6. Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении указанного в части 1 настоящей статьи требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении в той же форме, в которой было получено указанное требование.
7. Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.
8. Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.».

Ссылка на сам закон (поправки к закону).

Штрафы за отказ удалять информацию (за несоблюдение закона «Право на забвение»)

Со стороны интернет-сообщества данный закон вызвал бурю негодования и критики. Когда данный документ был принят в первом чтении, которое состоялось 16 июня 2015, со стороны интернет-отрасли поступило множество поправок. Во втором чтении депутаты учли лишь некоторые из них. Окончательное чтение прошло 3 июля и уже 8 июля документ был одобрен в Совете Федерации.

Как шаг навстречу, депутаты приняли поправки в закон, которые снизили верхний лимит штрафов за неисполнение заявок с 3 миллионов до 1 миллиона рублей. Пока неизвестно, будет ли в будущем планка поднята обратно.

Возможное будущее интернета с «Правом на забвение»

После принятия закона, предсказывая апокалиптические последствия от принятой инициативы, двумя дизайнерами (Слава Смирнов & Владислав Арбатов) был создан сайт zabvenie.com. Очень интересный ресурс, сходите, посмотрите. Этот сайт представляет, как может выглядеть интернет в будущем, учитывая подобные законы:

Рассказать о подслушанном:

Источник: http://8uh.ru/ne-podoshlo/zakon-pravo-na-zabvenie.html

Право на забвение в интернете

Право на забвение

Радостная новость для многих несправедливо поруганных в интернете граждан. С 1 января 2016 года вступил в силу закон «О праве на забвение».  предоставляющий каждому гражданину Российской Федерации право на удаление из поисковых систем неактуальной или недостоверной информации о себе.

В Евросоюзе подобный закон действует с начала 2014 года.

Родилась эта законодательная инициатива после того как гражданин Испании выиграл суд об удалении статьи в которой его называли должником (к тому времени долг был уже выплачен).

На следующий день после победы испанца в суде, Google получило около 12 тысяч аналогичных требований об удалении информации. Всего же за 2014 год поступило 270 тысяч требований на удаление более миллиона ссылок.

В России же все только начинается.

Закон о забвении в интернете

Закон о забвении в интернете сей-час у всех на слуху, однако сам текст Федерального Закона найти не так просто, поскольку вместо официального документа поисковики выводят тысячи перепечатанных друг у друга статей не раскрывающих сути (случайно ли?).

В целом закон написан вполне доступным и понятным языком, но тем не менее под итожим. Теперь любой гражданин Российской Федерации может потребовать удалить из поисковой выдачи

  • недостоверные сведения о себе;
  • неактуальные сведения о себе;
  • сведения о себе, распространяемые с нарушением законодательства Российской Федерации.

Для удаления информации, в соответствии с ФЗ 264 от 13.07.2015, необходимо отправить в поисковую систему запрос, содержащий следующую информацию:

1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);

2) информацию о заявителе, указанную в части 1 настоящей статьи, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;

3) указатель страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи;

4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;

5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.

Как удалить данные из Яндекс

Если информация о гражданине является недостоверной, неактуальной, то согласно ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Вы можете направить свое заявление на исключение ссылок из результатов поиска на странице https://yandex.ru/support/zout_abuse/troubleshooting/oblivion.xml

Как удалить данные из Google

Для удаления информации из поисковой системы Google необходимо перейти по ссылке и заполнить соответствующие поля формы https://support.google.com/legal/contact/lr_legalother?product=websearch

Как удалить данные из Mail.ru

В системе Mail.ru к удалению информации из поиска в соответствии с законом о забвении отнеслись, пожалуй, ответственнее всего. Ими была подготовлена специальная страница с формой для ввода данных.

Такой подход сэкономит кучу времени и пользователям и сотрудникам поисковых сетей.

Вероятно в итоге все поисковики придут к использованию подобных форм для ввода данных, что приведет к сокращению затраченного на переписку времени  https://go.mail.ru/support/oblivion/

Как удалить данные из Rambler

Данная поисковая система в настоящее время для поиска информации в сети интернет использует технологии Яндекса. Соответственно для удаления информации из нее следует отправить информацию в службу поддержки Яндекс. Если вы уже направили заявку в Яндекс, дублировать письмо по удалению из Rambler не нужно. http://help.rambler.ru/rsearch/rsearch-udalenie-informacii-iz-poiska/1367/

Как удалить данные из Спутник

Для удаления данных из поисковой системы спутник, необходимо воспользоваться специальной формой http://corp.sputnik.ru/forgetform В ответе на мое письмо сотрудники «Спутника» обращают внимание, что все поля обязательны для заполнения. Хотя конечно это можно было ограничить программно.

Как удалить данные из Bing

На мой запрос как удалить информацию из Bing в соответствии с ФЗ 264 от 13.07.2015, пока никто не ответил, однако судя по всему можно попытаться воспользоваться данной формой https://support.microsoft.com/ru-ru/getsupport?oaspworkflow=start_1.0.0.0&wfname=capsub&productkey=bingcontentremoval&locale=ru-ru&ccsid=635875128154289691

Поисковые системы Nigma, Bing и Yahoo пока не дали ответа на мой запрос о том, как можно удалить информацию из результатов их поиска.

Что можно, а что нельзя удалить из поисковой выдачи

Важное замечание, данные о гражданах удаляются лишь из поисковой выдачи. Но если знать адрес домена, на котором они расположены, то их по прежнему можно увидеть там.

  • Можно ли удалить из поисковой выдачи «разоблачение» чиновника коррупционера? — Если обвинения не голословны и имеются доказательства, то пока полиция или иные уполномоченные органы не проведут проверку и на руках у чиновника не будет документа об отказе в возбуждении уголовного дела, удалить информацию не получится.

Сохранить

Источник: http://kingslon.ru/pravo-na-zabvenie-v-internete/

Юридический обзор закона о «забвении»: права и обязанности пользователей и поисковиков — Оффтоп на vc.ru

Право на забвение

14 июля 2015 года был принят закон о так называемом «праве на забвение» — Федеральный закон от 13.07.2015 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». В этой статье мы собрали ответы на основные вопросы, связанные с ним.

О чем этот закон и какие новые права и обязанности он вводит

С 1 января 2016 года каждый гражданин (в том числе иностранный), живущий в России, может требовать от оператора поисковых систем прекращения выдачи в результатах поиска ссылок на сайты с определенной информацией о таком гражданине.

Иными словами, гражданин получает право требовать исключения из результатов поиска определенных ссылок, но не самой информации, поэтому формально никакого «забвения» не происходит.

Требование о прекращении выдачи таких ссылок может быть заявлено, если информация по ссылке:

  • является недостоверной;
  • распространяется с нарушением закона;
  • является неактуальной, утратившей значение для гражданина в силу его последующих событий или действий.

Исключение составляет информация о событиях, содержащих признаки преступлений, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информация о совершенном преступлении, по которому не снята или не погашена судимость.

На кого распространяются новые требования

Закон распространяется на операторов поисковых систем. Под поисковой системой понимается система, позволяющая производить поиск информации по сайтам третьих лиц, соответственно, не являются поисковыми системами сайты, содержащие системы внутреннего поиска.

В свою очередь оператором поисковой системы является лицо, распространяющее в интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей на территории России.

Таким образом, под действие закона подпадают поисковые системы, которые также являются рекламораспространителями (то есть практически все поисковики). Подавляющее большинство сайтов закон напрямую не затронет.

Каков порядок удаления

Требование об исключении ссылок из результатов поиска должно содержать:

  • ФИО, паспортные данные, контактную информацию;
  • Саму информацию, выдачу ссылок на которую он требует прекратить;
  • Ссылку на страницу с такой информацией;
  • Основания требования;
  • Согласие на обработку персональных данных.

Форма требования и порядок его направления не определены в законе, но указано, что ответ оператора поисковой системы должен быть направлен в той же форме, что и само требование.

Порядок взаимодействия с оператором следующий:

  • Гражданин (заявитель) направляет требование оператору;
  • Оператор в течение 10 дней прекращает выдачу ссылок со спорной информацией и уведомляет об этом заявителя, либо запрашивает уточняющую информацию, а также документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • Заявитель в течение 10 дней с момента получения такого запроса (уведомления) уточняет и дополняет сведения, и направляет оператору документ удостоверяющий личность (очевидно, предполагается направление копии, хотя в законе об этом прямо не указано);
  • Оператор в течение 10 дней с момента получения ответа от заявителя прекращает выдачу ссылок со спорной информацией и уведомляет об этом заявителя.

При этом оператор обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя, за исключением предусмотренных законом случаев.

Интересна формулировка закона, согласно которой, в случае исполнения требования заявителя, оператор обязан исключить из результатов поиска те ссылки, в описании которых содержится имя и (или) фамилия заявителя.

Является ли наличие в описании ссылки имени и (или) фамилии заявителя критерием, существенным условием, позволяющим рассматривать эту ссылку как спорную и исполнять требования заявителя по поводу нее, закон не поясняет.

Может ли поисковый сервис отказаться от удаления информации

Оператор поисковой системы вправе ответить мотивированным отказом на требование пользователя в течение 10 дней с момента получения такого требования или с момента получения дополнительно запрошенной у заявителя информации.

В этом случае гражданин вправе обратиться в суд с иском о прекращении выдачи спорных ссылок, если считает отказ оператора от выполнения его требования необоснованным.

Интересно, что такой иск может быть подан по месту жительства заявителя, при этом ответчиком может быть и иностранное лицо.

Соответственно допустима ситуация, при которой иск к компании Google, зарегистрированной в Калифорнии, будет рассматриваться, к примеру, Невьянским городским судом Свердловской области.

В законе указано буквально следующее: «Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя». Указанная формулировка прямо не разрешает вопрос о том, вправе ли заявитель обратиться в суд, если никакой реакции со стороны оператора после направления требования заявителя не было вообще.

Более того, закон хоть и прямо обязывает оператора дать ответ заявителю, но не предполагает никакой ответственность в случае, если оператор этой обязанности не исполнил.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что мотивированный отказ оператора поисковой системы от выполнения требования заявителя может быть обжалован в суде.

В справке Государственно-правового управления к закону указано, что заявитель наделяется правом обращения в суд в случае, если он считает отказ оператора поисковой системы необоснованным.

Вероятно, законность обращения заявителя в суд в случае бездействия оператора поисковой системы (не направление ответа, невыполнение требований заявителя) определит судебная практика.

Можно ли удалить ссылки на достоверную информацию

Одним из оснований требования гражданина о прекращении выдачи ссылок в поисковой системе является то, что по таким ссылкам распространяется информация «неактуальная, утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя».

В пояснительной записке к законопроекту депутаты Казаков, Деньгин, Казакова, Калашников отметили, что, законопроект согласуется с общеевропейской практикой решения аналогичных вопросов.

В практике Суда Евросоюза имеется дело (C-131/12) «Гугл пр. Марио Костеха Гонсалес», в котором гражданин Испании требовал удаления информации о нем в поисковой выдаче.

Требование было связано с тем, что в результатах выдачи была информация шестнадцатилетней давности о продаже дома сеньора Гонсалеса за долги, при том что впоследствии все эти долги были погашены, а наличие такой информации в результатах выдачи поисковой системой нарушает частную жизнь Гонсалеса. Суд обязал Google прекратить выдачу ссылок, по которым была доступна спорная информация.

Российский законодатель, по всей видимости, подразумевал аналогичные случаи, когда информация о гражданине хоть и является достоверной, но более неактуальна, то есть устарела, и при этом может каким-либо образом сказаться на гражданине, его жизни и деятельности.

На неясность рассматриваемой формулировки указывает и Правовое управление Комитета Государственной Думы по информационной политики в своем заключении по закону «о праве на забвение» в редакции, подготовленной ко второму чтению.

В названном заключении указывается, что законодательство не содержит запрет на распространение такой информации, при этом отмечается, что «если информация утратила значение для заявителя, это не значит, что она утратила значение для других лиц и общества в целом, в связи с чем попытка ограничения свободного распространения такой информации может привести к нарушению конституционных прав других лиц».

Существуют ли аналогичные законы в других странах

В описанном выше деле Гонсалеса пр. Google, Суд Евросоюза ссылался на законодательство о персональных данных.

Распространение информации о Гонсалесе оценивалось в контексте неточной, недостаточной, неактуальной, избыточной информации для целей обработки персональных данных.

Суд Евросоюза применял соответствующую Директиву 95/46ЕС «О защите физических лиц при обработке персональных данных…».

Законодательство, содержащее нормы, аналогичные в названной директиве существует в Испании, Италии, Германии и других стран Европы. Их объединяет то, что право на забвение связано с законодательством о персональных данных и соответствующее толкование такого законодательства Судом Евросоюза.

В отличие от законов Евросоюза, принятый в России закон никак не соотносит требования заявителя с его персональными данными, за исключением оговорки о том, что оператор обязан удалить ссылки, в описании которых есть имя и (или) фамилия заявителя.

Кроме того, закон прямо не относит операторов поисковой системы к операторам персональных данных, что логично, ведь в противном случае применялись бы общие нормы Федерального закона «О персональных данных», согласно которым гражданин вправе требовать прекращения обработки его данных, в том числе распространения в сети Интернет.

В то же время, «право на забвение» не признается законодателями США, так как первая поправка гарантирует каждому гражданину свободу слова и печати, которая ставится выше права гражданина на конфиденциальность.

Правда ли, что теперь можно будет судиться с иностранными поисковиками в России

В статью 402 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваемым законом внесено небольшое дополнение. Теперь суды вправе рассматривать дело с участием иностранных лиц в случае, если ответчик распространяет рекламу в интернете, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации.

Закон никак не связывает указанную нормы только со спорами о прекращении выдачи оператором поисковой системы ссылок, получается, что с 1 января 2016 года ее можно применять ко всем иным спорам между гражданами и названными лицами, даже иностранными, соответственно рассмотрение исков к компании Google в Невьянске более чем реально.

Вместо P. S.

В течение последних трех лет государство все активнее пытается регулировать интернет.

В ряде случаев регулирование можно считать оправданным, однако в основном законодательные инициативы подобного рода являются скорее способом привлечения внимания, а потому имеют довольно низкое качество.

По нашему мнению, дальнейшее ужесточение требований приведет к большей закрытости рунета и для иностранных инвестиций, и для глобального развития российских проектов на международные рынки.

Источник: https://vc.ru/flood/9340-tolkachev-on-zabvenie

Право на забвение. Читать всем параноикам, живущим в интернете

Право на забвение

Раньше, чтобы изменить ход истории, приходилось переиздавать целые партии учебников по истории.

Сегодня, чтобы скрыть информацию, можно воспользоваться правом на забвение и исчезнуть со страниц выдачи поисковых систем.

KYKY поговорил с юристом Алексеем Козлюком из неправительственной организации Human Constanta о налоге на Google, праве на забвение и концепции закона о защите персональных данных в Беларуси.

Фото обложки: Benjamin Zank

В 2021 году беларуские власти собираются взимать налог с продажи цифровых продуктов. По факту, иностранные компании, оказывающие беларусам электронные услуги, должны встать на налоговый учет в Беларуси и уплачивать НДС от стоимости реализованных в Беларуси электронных услуг.

Причем, это не касается сектора B2B – речь только про физлица. По сути, у нас уже есть налог на Google – по крайней мере прописан в налоговом кодексе для определенного круга компаний (в рекламе, софтах или big data).

Когда с 2021 году закон введут в действие, в Беларусь придут чисто российские проблемы – далеко не все захотят платить налог. И не потому, что жалко, а потому, что для этого каким-то образом нужно присутствовать в Беларуси: регистрироваться в Министерстве по налогам и сборам, подавать декларации и т.д.

С учетом того, что беларуский рынок маленький, далеко не каждая корпорация будет готова нести дополнительные издержки. По факту платить этот налог будем мы – то есть конечные пользователи услуг.

Скачаешь ты себе новую лицензионную «винду» или новый альбом Rihanna – она будет для тебя стоить дороже, потому что в нее будет заложен НДС налога на Google (правообладатель закладывает расходы в стоимость продукта).

По словам Алексея Козлюка, сложно оценивать готовность беларуского пользователя к платным приложениям и ПО, учитывая то, что у нас до сих пор много пиратского контента.

С учетом налога, любое повышение цен будет замедлять развитие рынка.

Страх номер два. Как работает право на забвение

Теперь другая проблема. С 2010 года в мире существует закон, позволяющий физическим лицам обратиться в офисы поисковых компаний с просьбой удалить ссылки с недостоверной информацией о себе из поисковой выдачи.

Началось это с обращения в Суд гражданина ЕС Марио Костеха Гонсалеса, которого преследовала негативная история, потерявшая актуальность много лет назад. Когда кто-то вводил имя гражданина в поисковое системе, пользователи видели ссылки о продаже его дома на аукционе в счет долга, хотя долг уже давно был погашен.

В 2014 году суд стал на сторону истца, заявив, что человек не должен быть заложником поисковой машины. Однако здесь тоже есть свои белые пятна.

На эту тему:Что видит американец, загуглив слово «Belarus»

Право на забвение позволяет исключить выдачу определенных ссылок в окне поисковика, однако со страниц источника информация не может быть удалена. Проще говоря: сайт есть, а ссылка в поисковике не показывается.

Некоторые авторы сравнивают это право с лежачим полицейским: вы все еще можете найти информацию, если она вам нужна, но есть некий барьер от случайности. У права на забвение в Европейском Союзе есть оговорка. Оно действует в отношении публичных лиц иначе, чем для обычных граждан (почтальон, продавец), поскольку это может нарушать право свободы слова.

Как правило, публичным лицам отказывают в удалении информации из выдачи, если она достоверная.

В России, например, самые большие опасения касаются того, как правом на забвение пользуются политики, бизнесмены и чиновники, которые в свое время имели проблемы с законом и хотят, чтобы эта информация не дошла до людей.

В числе последних ярких примеров – ограничение выдачи российским поисковиком запроса «Илья Скирневский» и «Илья Скирневский фонд».

Россиянин владел Фондом информационной безопасности, который был ликвидирован в 2013 году. В популярных поисковиках можно найти информацию лишь о прекращении его деятельности. В настоящее время Скирневский выступает совладельцем Российско-китайского центра развития торговли. Второй пример – удаление информации о Евгении Пригожине, рестораторе, обслуживавшем президентов России.

Евгений подал аж 15 исковых заявлений к Яндексу, чтобы последний «почистил» выдачу ссылок по запросам, касающейся информации, порочащей его репутацию.

А репутация Евгения, заметьте, наполнена довольно интересными фактами: девятилетний срок в тюрьме, слухи о причастности к «фабрике троллей», государственные контракты о поставке питания в школы Москвы и ресторан в Санкт-Петербурге, в котором Путин отмечал день рождения.

Ну, и не стоит забывать о том, что право на забвение можно «обойти» с помощью малоизвестных поисковых систем, типа DuckDuckGo, Нигма, not Evil (функционирует в сети Tor), Pipl и других поисковиков, на которые не распространяется юрисдикция Европейского союза.

Например, в США право на забвение не действует по причине Первой поправки, касающейся свободы информации – никто не имеет право удалять или скрывать достоверные факты. Теоретически это выглядит так: если поисковик «подумает», что вы американский пользователь, то google.

com покажет вам то, что скрыл google.it.

На эту тему:Барбешоп что это, пщщпду вкшмуё, извращенец in English. Что минчане ищут в Google
Возможно ли появление права на забвение в Беларуси? Если бы Беларусь была членом ЕС, то Google просто распространил бы это правила на территории нашей страны.

Но, к сожалению, на территории РБ свои законы, и Google придется нанимать отдельную службу поддержки для Беларуси, которая бы разбиралась только с вопросами «забвения» и решала бы их в рамках законов РБ. А поскольку местный рынок маленький, это никому не надо.

Можно, конечно, прописать правила для Google в точности так, как это закреплено в ЕС, но тогда что делать с российским Yandex?

Страх номер три. Как защитить свои персональные данные

В Беларуси юристы пока только обсуждают принятие закона о защите персональных данных – и это уже достаточно позитивная тенденция.

Разрабатывается концепция, которую должны принять до конца этого года (после нам придется подождать еще около года, пока концепция трансформируется в закон).

С регулированием защиты персональных данных в Беларуси есть проблемы, потому что у нас недостаточно чётко определено: что мы защищаем, как защищаем, от кого и на каких принципах.

Все наши ближайшие соседи и экономические партнеры имеют законы, касающиеся защиты персональных данных. Большинство из них основано на Европейской конвенции о защите персональных данных 1981 года, к которой наша страна пока не присоединилась. Было бы неплохо, если бы Беларусь пошла по этому же пути. Но здесь есть важный аспект – права человека.

Право на защиту персональных данных прописано как отдельное право в Европейской Хартии прав человека. Но у нас такой графы в законе нет.

То есть собрав определенное количество информации о человеке и имея возможность автоматической обработки данных, можно без труда влиять на поведение одной личности или целой группы людей, манипулировать, воровать идентичность, чтобы брать от его имени кредиты, заказывать услуги и так далее.

В качестве свежего примера хочется вспомнить недавнее письмо крупного портала в налоговую с просьбой не разглашать информацию о том, что указанный портал предоставляет информацию о своих пользователях третьим лицам.

Налоговая имеет право запрашивать данные у подобных ресурсов, но открытым в ситуации остался вопрос: что за информацию они запрашивают? Если, например, о деятельности магазина на предмет проверки уклонения от налогов – это вполне оправданная практика с точки зрения государства.

Но в письме говорится о предоставлении данных пользователей, которые приобретали товар в том же магазине – вряд ли последние были предупреждены.

Если процедура запроса персональных данных государством не соблюдена, портал мог бы начать судебное разбирательство. Зарубежная практика показывает, что большие корпорации начинают публичные судебные процессы и раскрывают информацию, какие данные были запрошены, кем и для чего.

Даже если компании проигрывают эти судебные процессы, то их репутация страдает меньше, поскольку пользователи видят, что компания приложила усилия, чтобы их персональные данные не раскрывать. В нашей ситуации можно было сделать что-то подобное, и это выглядело бы более ответственной позицией, нежели наивная просьба в адрес проверяющего органа никому не рассказывать о сливе информации.

Насколько мне известно, ни одна компания в Беларуси пока не пыталась публично оспорить запрос пользовательских данных.

На эту тему:Audi A8, квартира в «Доме Чижа» и заброшенный пионерлагерь. Что белорусские банки продают в кризис

Еще одним хрестоматийным примером является утечка персональных данных потенциальных клиентов (анкет на получение кредита) с сайта одного частного беларуского банка.

Как сообщил сам банк, он не рассматривал эти анкеты как данные клиентов, поскольку договоры еще не были заключены. Во-вторых, по их словам, подрядчик IT-услуг не обеспечил должного уровня безопасности.

Рассмотрим ситуацию с точки зрения европейского права: банк выступает в качестве контролера данных и несет полную ответственность за их безопасность с того момента, когда данные переданы субъектами (гражданами), независимо от того, стали они клиентами или еще нет.

Оправдание в стиле «виноват подрядчик, предоставивший сервера» не работает, потому что люди не должны думать о том, надежный ли подрядчик используется банком для передачи данных. Очень простая правовая ситуация, в которой сразу же можно определить степень ответственности каждого из участников инцидента и компенсациях для пострадавших.

Стоит ли говорить, что в отсутствие в Беларуси таких понятий как субъект данных, контролер и обработчик (как, впрочем, и самого законодательства о защите персональных данных) инцидент не имел публичного продолжения и мы не слышали о серьезных последствиях для виновной стороны.

Вместо вывода

Условный час Х для наших компаний наступит в 2021 году, когда в Евросоюзе старую Директиву 95-го года заменит Регламент о защите персональных данных.

Новые правила будут распространяться на более широкий круг зарубежных компаний, а санкции за нарушения многократно возрастут. Если сейчас европейским компаниям на территории Беларуси туго, то через год будет еще хуже.

Что делать? Принимать Европейскую конвенцию о защите персональных данных 1981 года, чтобы хоть как-то приблизиться к цивилизованному миру в сфере защиты персональных данных.

Арт: James Kerr

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://kyky.org/pain/pravo-na-zabvenie-chitat-vsem-paranoikam-zhivuschim-v-internete

Право на забвение в России: как получить и как обходить

Право на забвение

Андрей Сошников Русская служба Би-би-си

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption За первые месяцы действия закона о праве на забвение российский поисковик «Яндекс» получил 3,6 тыс. обращений и не удовлетворил 73% из них

Узнавать принудительно «забытую» российскими поисковиками информацию можно, заходя на них через сетевые адреса других стран. Правда, в Европе, где тоже действует право на забвение, аналогичную лазейку почти закрыли.

Закон, по которому россияне могут потребовать у интернет-поисковиков удалять ссылки на «недостоверную, неактуальную и распространяемую с нарушением законодательства» информацию о себе, действует с 1 января 2016 года.

В российском воплощении так называемое право на забвение стало еще более абсурдным, чем в Европе.Артем Козлюк, руководитель правозащитного проекта «Роскомсвобода»

Претенденты на забвение обращаются к владельцам поисковых машин, и те обязаны рассмотреть обращение в течение десяти дней, в случае отказа – письменно мотивировать его.

В законе предусмотрены исключения: информацию об уголовных преступлениях и непогашенной судимости можно не удалять.

В случае отказа граждане вправе обратиться в суд, за неисполнение решения которого интернет-компании сулит штраф от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Первые в очереди

Так и поступил Пригожин Е.В.: в мае 2016 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга прекратил производство по двум искам человека с таким именем к Mail.ru, но в базе суда зарегистрировано еще 15 исков Пригожина к «Яндексу» и один к Google.

Не исключено, что речь идет о бизнесмене Евгении Пригожине, которого называют другом и «поваром» Владимира Путина (с 1990-х годов он владеет несколькими ресторанами в Петербурге, также организовывал приемы в Кремле).

Близкие к Пригожину компании побеждают в большинстве тендеров на хозяйственное обслуживание российской армии, также его имя связывают с деятельностью так называемой «фабрики троллей» в Петербурге, которая занимается пропагандой в интернете под видом обычных пользователей.

Об аналогичных исках авторитетного подмосковного бизнесмена и мецената Сергея Михайлова неизвестно, но при запросах «Сергей Михайлов Михась», «Сергей Михайлов Михась Солнцево», «Сергей Михайлов Солнцево» «Яндекс» предупреждает, что часть результатов поиска скрыта в соответствии с федеральным законом. Видимо, в данном случае требование о забвении удовлетворено до суда.

К слову, прецедентная попытка удалить ссылки из «Яндекса», «Рамблера» и Google через суд не удалась: в апреле 2016 года Левобережный суд Липецка в не удовлетворил иски некоего Колупаева П.О.

Как вспомнить «забытое»

Есть критерии, по которым информацию можно признать нежелательной для распространения: это диффамация, семейная тайна, государственная тайна…Иван Павлов, руководитель правозащитной «Команды 29»

Право на забвение пока распространяется только на российские версии поисковиков. Если искать того же Сергея Михайлова с зарубежного IP, предупреждение на «Яндексе» не появляется, и перечень ссылок выглядит иначе. Но скоро и это может измениться.

Недавно Google пришлось обратиться в Высший суд Франции: власти страны потребовали удалить данные уже её глобального поиска. Компания считает, что подобные прецеденты могут привести к злоупотреблениям со стороны «менее открытых и недемократических» стран.

Руководитель правозащитной «Команды 29» Иван Павлов видит в ограничениях Google во Франции угрозу свободе распространения информации в России.

«Это продолжение тренда: Россия заимствует европейское законодательство, но применяет его по-своему, – говорит Павлов. – И право на забвение будет применяться, скорее, в политических целях, чтобы прикрыть «своих».

Если практика европейского законодательства придет к тому, что информация из поисковиков будет удаляться глобально, а не только в стране заявителя, то эта практика перетечет и в российское законодательство.

Это видно по тому, как быстро 264-й закон принимался (между первым и третьем чтениями июне 2015 года прошло две недели – прим. Би-би-си). Без проблем примут любые поправки, если заметят такую практику в Европе».

«В российском воплощении так называемое право на забвение стало еще более абсурдным, чем в Европе, – отмечает руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артём Козлюк. – Можно удалять из поисковой выдачи достоверную информацию, можно удалять вне зависимости от срока давности, и даже информацию о совершенных преступлениях, если срок давности истек».

Еще один способ искать «забытую» информацию — пользоваться альтернативными поисковиками, такими как DuckDuckGo. Подобных запросов в их адрес еще не поступало.

Информационная анархия

«Роскомсвобода» призывает операторов поисковых машин отклонять все запросы о забвении без исключения.

«Поисковики по российскому законодательству не обязаны принимать меры по запросам граждан, они должны эти запросы лишь обрабатывать. – продолжает Артём Козлюк. – Дальше пусть решает суд. Заявителям же нужно иметь в виду «эффект Стрейзанд», когда попытка скрыть определённую информацию приводит лишь к её более широкому распространению».

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Актриса и певица Барбра Стрейзанд в 2003 пыталась отсудить 50 млн долларов у человека, опубликовавшего фото ее дома; в результате скандала снимок посмотрели 420 тыс. человек

Правозащитник считает минусом для общества удаление даже недостоверной и клеветнической информации:

«Как мы на следующем витке истории будем оценивать событие, кто говорил правду, кто неправду, как люди взаимодействовали… Ложь тоже важна для историков, так что никакую информацию не нужно удалять».

А вот Иван Павлов полагает, что право на забвение в определенных случаях уместно.

«На мой взгляд, есть критерии, по которым информацию можно признать нежелательной для распространения. Это диффамация, семейная тайна, государственная тайна… Но на сегодняшний день таких критериев настолько много, что под них может быть подогнано любое субъективное желание гражданина удалить из поисковиков любую информацию о себе», – резюмирует юрист.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2016/06/160601_smj_right_to_be_forgotten

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.