Функции государства.

Функции государства

Функции государства.

СОДЕРЖАНИЕ. 1

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.. 4

1.1. Понятие и признаки функций государства. 4

1.2. Эволюция функций государства. 5

1.3. Классификация функций государства. 7

1.4. Формы и методы осуществления функций государства. 9

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.. 11

2.1. Политическая функция. 12

2.2. Экономическая функция. 13

2.3. Социальная функция. 15

2.4. Экологическая функция. 17

2.5. Налогообложение. 19

2.6. Защита прав и свобод граждан. 19

3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.. 22

3.1. Функция обороны.. 23

3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

ЛИТЕРАТУРА.. 31

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении.

Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль.

Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам.[1] Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого – либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства».

Под последними обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды деятельности государства, его практическая деятельность.

Однако функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем.

Функции государства – это направления деятельности, но не сама деятельность.[3] В функциях государства выражаются его сущность, цели и задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.[4]

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования.

С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

[5]

Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда Российской государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функциями государства называют основные, социально значи­мые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа раз­ки вития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.[6]

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.[7]

Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов».[8] Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции государства как на предметно-политическую характеристику содержания его деятельности.[9]

Существенными признаками функций государства являются:

— предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

— направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;

— определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.[10]

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно — и его различные функции.

Каждая из функций государства имеет определенное содержа­ние, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

функций не остается неизменным — оно меняется вместе с изменениями, проис­ходящими в обществе.

На содержание функций современных госу­дарств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

1.2. Эволюция функций государства

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно — следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства.

Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных.

Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно — исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.

Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

1.3. Классификация функций государства

В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих функций, по-разному их называют.

Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные.

Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существова­ния.

Вторые — обусловлены конкретным периодом общественно­го развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.

В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества.

Предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей.

В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.

[11] Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной.[12] Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по формам реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные).[13]

Источник: http://MirZnanii.com/a/185278/funktsii-gosudarstva

Функции государства, их понятие и классификация. Функции государства в России

Функции государства.

Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство.

Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам. Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства.

Понятие, признаки, классификация этих характерных особенностей любого государства описаны в настоящей статье.

Трактовка функций

На сегодняшний день в современных юридических изданиях можно увидеть до нескольких десятков дефиниций функций государства.

Большинством правоведов это понятие рассматривается в качестве основополагающих направлений работы государства, которые одновременно выражают его социальное назначение и сущность.

При толковании слова «функции» правоведы также используют такие термины, как управление, цели, воздействие, задачи, таким образом отождествляя их с деятельностью государства.

Некоторые авторы юридических работ утверждают, что функции государства определяют, чем оно должно заниматься, чтобы достичь тех целей и задач, которые перед ним стоят.

Вместе с тем функции государства – это только направление его деятельности, поэтому не следует считать, что под ними подразумевается вся деятельность этого института общества. Также не нужно путать их с задачами и целями.

Функцией государства является направление, скоординированное для надлежащей деятельности государственного механизма.

Изучив некоторые литературные труды можно понять, что под функции государства подпадает не исключительно его внешняя и внутренняя деятельность, а также вдобавок и различные государственные механизмы, оказывающие влияние на окружение и проистекающие в нем процессы. Так, государство, осуществляя какие-либо свои функции в различных областях жизни общества, производит всевозможные реформы, преобразования, проводит правовое регулирование, то есть тем самым оно воздействует на общественные процессы.

Как можно было заметить, функции государства в обществе трактуются разными правоведами различно и многообразно. Столь же многообразны и признаки функций государства. Если объединить все определения признаков и отразить в них все условия, то можно прийти к следующему.

  1. В функциях стран разнообразных исторических видов обнаруживаются и объективизируются свойственные им особенности и закономерности формирования, динамика общественно-экономических, общественно-политических и духовных преображений в жизни общества.
  2. В функциях материализуется и открывается активная служебная миссия как главнейшей части надстройки по отношению к собственной основе, осуществляется многоплановое фактическое функционирование внутри государства и на международной арене.
  3. Функции Российского государства натурально высказывают и реально конкретизируют его классовую и человеческую суть. Их смысл предусматривает классовые, массовые, национальные и личные интересы членов общества.
  4. Функции государства, понятие, содержание, классификация которых меняются в зависимости от этапа развития страны, появляются и формируются соразмерно его историческим задачам и целям. Федерация исполняет свое общественное предназначение путем претворения в жизнь подобающих ему функций, представляющих собой стабильно сформировавшиеся ключевые курсы его деятельности.

Классификация

С целью упорядочения весьма многочисленных и разнообразных функций, возложенных на государство, было произведено их деление на виды. Понятие и классификация функций государства помогают отделить одну функцию, нацеленную на свершение какой-либо миссии, от другой, у которой эта цель совсем иная. В системе государства и права полагается разделять их на следующие виды.

  1. Социальная значимость. Функции государства в данном случае подразделяются на основные и производные. Первые при этом имеют приоритетное значение при их выполнении. К ним относится социальная функция, экологическая и экономическая. Производными называются функции дополняющие главные. Например, развитие научной деятельности является производной функцией от социальной.
  2. По сфере деятельности их можно разделить на 2 функции государства – это внутренние и внешние. Из самих названий этих видов можно понять, что внутренние функции предназначены для решения каких-то целей и задач внутри страны, они оказывают непосредственное влияние на общество внутри государства. К таким относятся социальные, экономические функции, охрана правопорядка, развитие здравоохранения и т. п. К внешним же относится всевозможная деятельность по сотрудничеству с другими государствами. Среди внешних функций можно отметить оборону государства, деятельность, направленную на поддержание мира и другие.
  3. Третье деление функций происходит по продолжительности их действия. Они могут быть как временные, так и постоянные. Временные функции, в отличие от постоянных, осуществляются какой-то определенный промежуток времени. С окончанием этого промежутка надобность в них отпадает. Как правило, временные функции осуществляются в какие-то переходные этапы. Постоянные же, наоборот, реализуются долгое время. Без их осуществления может нарушиться государственный порядок. Понятие и классификация функции государства, примеры направления его деятельности достаточно многообразны. Так, к постоянным относятся экономическая функция, охрана правопорядка, налоговая и другие функции.

И, хотя дробление функций государства разнообразно, наибольшее применение как в юридических трудах, так и в других областях отдается функциям, подразделенным по критерию сферы деятельности.

Экономическая функция

Уже со второй половины прошлого столетия экономическая функция стала считаться одной из основных. Понятие и классификация функции государства и права в экономической области, ее значение на сегодня весьма велики.

Осуществляя эту функцию, государство регулирует экономические процессы, выстраивает темпы экономического роста. Таким нововведением стал являться государственный сектор экономики, при котором государство предстает в роли предпринимателя.

На сегодняшний день существует достаточно много коммерческих организаций, в которых государство или является единственным учредителем (акционером), или имеет значительную долю участия.

Кроме этого, он еще и предстает крупным банкиром, так как в его руках сосредоточено огромная часть ссудного капитала. Вообще, сейчас государство способно регулировать процессы в области экономики, происходящие в масштабе целой страны.

Если применять эту функцию на примере России, то можно наблюдать, что за последние десятилетия в стране проявились многие важнейшие элементы рыночных отношений.

Это и право собственности, и свобода в экономическом отношении, и функционирующие рынки товаров и услуг.

Наряду с этим имеется и потребность в поиске наиболее оптимальных методов участия в этих экономических процессах, необходимость выработки эффективного регулирования со стороны государства, которое будет совместимо с рыночными механизмами.

Задачи экономической функции

Основные задачи, встающие перед страной в экономической сфере – это надзор за соблюдением требуемых правил; охрана интересов игроков финансового оборота; определение главных правил в экономике; реализация экономической деятельности; координация взаимоотношений участников; помощь негосударственным предприятиям, выраженная в поддержке.

Многие юридические работы, посвященные этой экономической функции государства, понятие, содержание, классификация которой весьма многогранны, содержат главные направления решения вышеперечисленных задач. Это:

  • выстраивание заинтересованностей российских обществ на внутреннем и всемирном рынках, формирование условий для зарубежных вложений;
  • централизованная инвестиционная стратегия;
  • помощь стратегическим и общественно значимым производствам;
  • разгосударствление, демонополизация и руководство государственным состоянием;
  • структурная реорганизация российской экономики;
  • образование правовых начал управления экономикой и другие.

Рассматриваемая функция направлена на принятие антикризисных мер, ее основной целью является обретение рыночной экономики, которая была бы социально ориентированной. При этом такая экономика должна учитывать интересы всех потребителей и производителей.

С этой целью государством издаются нормативные акты об акционерных обществах, о компаниях, других объединениях.

Также государством применяется антимонопольное законодательство, введен институт лицензирования, осуществляется надзор над импортом и экспортом продукции, одновременно стимулируется развитие наиболее востребованных в определенный момент отраслей экономики.

Социальная функция

Функции современного государства, понятие, классификация которых даются в настоящей статье, включают в себя социальную функцию. Экономическая функция тесно взаимосвязана с социальной.

Так же, как и первая, она довольно многообразна, а если исходить из ее объема деятельности, проводимой государством, то достаточно масштабна. Наиболее важнейшей целью этой функции является снятие социальной напряженности, уравнивание социального положения всех граждан.

Также она преследует и другие цели, среди которых — развитие здравоохранения, культуры, образования и прочее.

Меры государства, направленные на реализацию этой функции, а соответственно, на достижение поставленных задач, осуществляются в виде создания специальных фондов, денежные средства которых направляются на развитие той или иной отрасли.

Государством разрабатываются всевозможные программы, направленные на стабилизацию занятости граждан, на снижение безработицы. В отдельных случаях государством выступает регулятором, устанавливая размеры минимальной оплаты труда для граждан.

Среди нормативных актов, призванных обеспечивать функции и задачи государства в социальной сфере, следует отметить законодательство о семье, об охране здоровья, о социальном и пенсионном страховании и многие другие.

Культура, наука, образование

Понятие и классификация функций государства включают в себя осуществление деятельности не только в экономике и социальной сфере.

Государство призвано поддерживать не только эти области, но и прикладывать все усилия по развитию культуры.

Среди таких направлений его деятельности отмечается поддержка развития телевидения, литературы, театра, архитектуры, музыки, сохранение памятников, заповедников, музеев и т. п.

Помимо культуры, государство обязано реализовывать мероприятия по научному, техническому прогрессу, что выражается в спонсировании разнообразных исследований. В части образования государство регулирует отношения посредством законов об образовании, о физической культуре и т. д.

Экология

Понятие и классификация функций государства дополнились еще одним важным направлением. С недавнего времени экологическая функция страны стала одним из приоритетных векторов ее деятельности.

Она заключается в принятии и реализации программ, направленных на охрану окружающей среды, в разработке таких программ как в федеральном масштабе, так и на уровне субъектов федерации, в регулировании природопользования, постановке экологических нормативов, надзоре за соблюдением гражданами и организациями законодательство, охраняющего природу.

Законодательных актов, регламентирующих деятельность в области охраны природы, много, а основными считаются Конституция и законы о недрах, об охране окружающей среды, о радиационной безопасности и другие.

Охрана правопорядка

Эта функция является неотъемлемой в любом правовом государстве. Она включает в себя защиту граждан и организаций от противоправных посягательств, охрану их прав и интересов, борьбу с преступностью, защиту собственности, профилактику правонарушений и преступлений.

Если государство является демократическим, то функция охраны правопорядка будет стоять у него на первом месте. В такой стране соблюдение прав и свобод граждан – приоритетное направление деятельности.

В России Конституцией признаны эти права и свободы, они провозглашены верховной ценностью государства, а их защита считается прямой обязанностью государства.

Внешние функции

Деятельность по решению каких-либо внешнеполитических задач – это внешние функции государства. Понятие, признаки, классификация этих функций также рассматриваются многими правоведами. Примечательно, что они изменяются вместе с переменами, происходящими в мире.

Так, буквально за заключительные два десятка лет одни из внешних функций отпали, другие, напротив, усилились. Среди отпавших можно указать, например, функции по сотрудничеству со странами, в которых развивается социализм, мероприятия по предоставлению помощи развивающимся государствам.

И наоборот, такие функции, как оборона страны, сотрудничество для установления и поддержания мира, получили более приоритетное значение.

Оборона Российского государства в настоящее время занимает самую значительную позицию во всей внешней политике. Она не только претерпела изменения в ее содержании, но и получила новую законодательную основу.

Так, государством приняты законы об обороне, о статусе военнослужащих и другие.

С целью реализации рассматриваемой функции государством проводится модернизация армии, разведка и контрразведка, сотрудничество с иными странами в военной сфере и другие мероприятия.

С целью поддержки мира на всей планете Россия устанавливает тесные контакты с многочисленными государствами, участвует во всевозможных ассамблеях, совещаниях, организациях, иных межгосударственных мероприятиях, направленных на нераспространение оружия массового поражения, уменьшение количества ядерного оружия, борьбу с терроризмом.

Кроме перечисленного, к внешним функциям РФ относятся и мероприятия, направленные на вхождение в мировую экономику, разрешение различных глобальных вопросов совместно с остальными государствами.

Представители страны входят в международные организации, решающие проблемы в области экономики, торговли, труда, техники, на них возложены миссии по предупреждению и ликвидации результатов крупнейших катастроф, происшедших в экологии и т. п.

Заключение

Таким образом, понятие и классификация функций государства могут определяться по мере поступления каких-либо важных задач.

В свою очередь, эти цели и задачи могут быть различны и зависят от этапа развития самого государства.

Вместе с тем наиглавнейшей миссией и целью любой страны, в том числе и РФ, должно быть обеспечение благополучия людей, проживающих на ее территории. Развитие функций государства в этом направлении — приоритетная задача.

Источник: http://fb.ru/article/225192/funktsii-gosudarstva-ih-ponyatie-i-klassifikatsiya-funktsii-gosudarstva-v-rossii

Понятие функций государства

Функции государства.

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ:

В ведение. 2

Глава 1. Понятие и содержание функции государства. 3

Глава 2. Признаки функций государства. 5

Раздел II. Классификация функций государства. 6

Глава 1. Критерии классификации. 6

Глава 2. Внутренние и внешние функции государства. 9

Глава 4. Эволюция функций государства 13

Заключение. 14

Список использованной литературы. 15

Введение

Вопрос о функцияхгосударства на любом этапе развитияявляется одним из важнейших в общейтеории государства.

Это связано, во-первых,с тем, что в функциях проявляется сущностьгосударства, его социальное назначение.Поэтому познание функций служитпредпосылкой познания главного иопределяющего в государстве. Во-вторых,функции государства определяют егоструктуру.

Иными словами, структурагосударственной деятельности определяетсясистемой тех общественных отношений,но которые государство оказываетнеобходимое воздействие, и её невозможнохарактеризовать в отрыве от системырегулируемых государством общественныхотношений.

Изменение функций неизбежноведёт к изменению структуры.

Выбор данной темы работытакже обусловлен ее несомненнойактуальностью в современный период. Всоветской юридической науке был выработанвзгляд на проблему государства, служившийв течение ряда десятилетий идеологическимоправданием тоталитарного режима.

Обстановка изменилась в связи софициальным признанием необходимостиформирования в нашей стране правовогогосударства в начале 90-х гг. XXвека. В 1993 году в журнале «Государствои право» появляется знаменитая статьяЛ.А.Морозовой «Функции российскогогосударства на современном этапе».Перед новой Россией стоят новые задачии цели, государство приобретает новыефункции.

Более того, по сравнению с 1993годом произошли изменения, требующиевыделения новых функций, присущихсовременной России.

И наконец, вопрос функцийгосударства остается и к настоящемувремени дискуссионным. Существуютразличные подходы к их определению иклассификации. В юридической литературевстречаются во многом противоположныеточки зрения по этому вопросу, а настраницах журналов зачастую можнообнаружить критические отзывы о вышедшихиз печати новых учебниках и монографиях.

РазделI.Понятие функции государства.

Глава1. Понятие и содержание функции государства

Термин “функциигосударства” в отечественной ииностранной научной литературе имеетразличные значения. Он применяется дляобозначения основных, наиболее важныхнаправлений деятельности государства,в которых проявляется его социальноеназначение. Само понятие «функции» неявляется собственно юридическим.Применительно к государству трактовкатермина функции становится еще болеемногогранной.

В трудах значительнойчасти правоведов стран ближнего идальнего зарубежья функции государстварассматриваются как основные направленияего деятельности, как стороны ихсоциального назначения, виды социальнойдеятельности.

Широкое признание имеетопределение функций государства какнаправления (и стороны) его деятельности,в которых выражаются и конкретизируютсяего классовая сущность, служебная роль,задачи и цели, закономерности развития.

1Аналогичный взгляд с некоторымимодификациями на понятие функцийгосударства выражен в работах рядаправоведов и философов: Н.Г. Александрова,М.А. Аржанова, Л.И.Загайнова, А.И. Лепешкина,Г.Н. Манова, В.С. Петрова, М.И. Пискотина,Н.В.Черноголовкина, В.М. Чхиквадзе и др.

Они считают, что рассмотрение функцийгосударства в аспекте его социальногоназначения, безусловно, заслуживаетсамого пристального внимания.

Однакосоциальное назначение и функциигосударства, по их мнению, – явления,хотя и соотносимые, тесно взаимосвязанные,но не совпадающие, так как социальноеназначение государства – это егоисторическая миссия, обусловливающаясущественные направления, стороныдеятельности государства, т.е. егофункции.

Функции государства -это основные направления его деятельности,выражающие сущность и социальноеназначение государственного управленияобществом2.

В функциях государствавыражается его сущность, его предназначение,и структура государства, т.е. еговнутреннее строение, которое определяетсяв первую очередь его назначением инаправлением деятельности, которую оноосуществляет. Предназначение государства,проявляющееся в его функциях, естьобъективная необходимость выполненияобщественно полезной, социальнообусловленной деятельности.

Теория государствадля описания, объяснения и прогнозированиядеятельной стороны государства используетпонятие функции государства — характеристикиименно того, что и как государство»делает».

Функция, как и многиеиные обществоведческие понятия, неявляется собственно юридическим иполитическим понятием. Понятие функциигосударства появилось и стало развиватьсяна предыдущем этапе развития отечественнойистории государства и права.

Оно былозаимствовано из совсем иных наук.

Например, в физике, математике понятиефункции выражает зависимость однойпеременной величины от другой, то естьнепосредственно ту зависимость, когдапри изменениии одной величины другаявеличина также изменяется определеннымобразом.

Это есть свойствоюридического языка, — заимствовать чужиепонятия и наполнять их своим специальным,особенным смыслом, причем таким, которыйпонятен порой лишь специалистам в этойобласти и, который подчас почти полностьюутрачивает связь с первоначальнымсмыслом.

Вот и с понятием»функция», когда оно включается вюридический понятийный аппарат,происходит этот процесс. Функция втеории государства и права означаетнаправление, предмет деятельности тогоили иного политико — правового института,содержание этой деятельности, ееобеспечение. Именно в этом смыслеговорится о функции государства,правительства, министерства, другихгосударственных органов.

Следовательно, функциягосударства — это рассматриваемые вкомплексе предмет и содержаниедеятельности государства и обеспечивающиеее средства и способы3.Функции государства обусловлены егозадачами, зависят от его сущности иизменяются по мере его изменения, помере перехода к сущности другого порядка.

Глава2. Признаки функций государства

Можно выделить следующиепризнаки функций государства:4

  1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере.

  2. В функциях выражается сущность государства.

  3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

  4. Функции государства – понятие управленческое. Они концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

  5. Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Совокупность этихпризнаков позволяет утверждать, что вдействительности речь идет о функциональнойхарактеристике государства, о наличииу того или иного государства соответствующихфункций.

Глава1. Критерии классификации

В познании государственно- правовых явлений и процессов в теориигосударства и права используется методклассификации, ибо без этого методаупорядочить и сопоставить все многообразиегосударственно — правовых явлений ипроцессов попросту невозможно.

Эффективно используетсяметод классификаций и при изучениинепосредственно функций самогогосударства.

Классификационныекритерии, то есть признаки (их сумма),позволяющие отнести те или иные функциик конкретному классу, группе, имеютразный характер.

Существуют различныеоснования для классификации функцийгосударства. В юридической литературевыделяются в меньшем или большемколичестве следующие критерииклассификации:

  • по объектам воздействия;

  • по продолжительности действия;

  • по социальной значимости;

  • по правовым формам существования (принципу разделения властей);

  • на основании территориального масштаба

Общепринятым считаетсяразделение функций по объектамвоздействия на внутренние и внешние.Внутренние функции связаны с реализациейзадач внутри государства. Внешниефункции связаны с реализацией задач намежгосударственном уровне, где государствовыступает субъектом международно-правовыхотношений.

Следует отметить, чтосреди ученых нет единого мнения поповоду перечня внутренних и внешнихфункций государства, чему будет уделеновнимание при их дальнейшем рассмотрении.

В зависимости отпродолжительности времени своегодействия функции государстваподразделяются на постоянные и временные.Постоянные функции присущи государствуна всех этапах его существования иразвития (Например, экономическаяфункция), временные функции характеризуютсянепродолжительностью существования,что обусловлено спецификой задачгосударства на отдельных этапах егожизни.

По социальнойзначимости принято выделятьосновные и неосновные.

Относительно устоявшимисяпредставлениями об основных и неосновныхфункциях можно рассматривать определения,согласно которым под основными функциямипонимаются «наиболее важные направленияего деятельности, охватывающие собойряд отдельных однородных направленийгосударственной работы», а под неосновнымифункциями государства подразумевается«относительно более узкие направленияего деятельности, входящие в составосновных функций как элемент их внутреннейструктуры».5Данное представление об основных инеосновных функциях, сформулированноееще в 70-е годы Н.В.Черноголовкиным, какотмечает Н.Н.Марченко, сохраняет своюобщетеоретическую значимость и поныне.6Однако существуют и иные точки зрения.

К числу критериев можноотнести и принцип разделения властейна законодательную, исполнительную исудебную.

Действительно,деятельность государства по осуществлениюсвоих функций облекается в правовыеформы:

  • правотворчество;

  • исполнительно-распорядительная;

  • правоохранительная;

А значит и функциигосударства подразделяются назаконодательные, управленческие исудебные, что в принципе отражаетмеханизм реализации государственнойвласти. Такого мнения придерживается,в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.7

А.Б.Венгеров к числуправоохранительных функций относитсудебную и информационную.

Специально следуетобратить особое внимание на информационнуюфункцию, которая характеризуетдеятельность четвертой власти – средствмассовой информации.

Специфика этой функциизаключается в способах невоздействияна общество: целенаправленнаяинформированность населения, а подчасманипулирование общественным сознанием,другие способы передачи информациисоздают необходимые условия длясуществования и функционирования другихветвей власти, всего государства.8

Классификация функцийгосударства приводится также наосновании территориального масштаба,в пределах которого они реализуются. Вфедеративном государстве – это функцияфедерации в целом и субъектов федерации.

В унитарном государстве – это функции,осуществляемые на территории единого,лишь в административно-территориальномплане делимого государства.

В конфедерации– это координирующие функции всегосообщества (союза) государств и функций,которые реализуются на территориикаждого из участников этого союзагосударств.9

Источник: http://works.doklad.ru/view/Vp88e9lusgw.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.