Что такое FCA условия поставки
Инкотермс 2010 — условия поставки и расшифровка терминов FCA, DAP, DDP, CPT
Инкортермс 2010 – это унифицированные правила, разработанные международной торговой палатой, которыми необходимо руководствоваться при заключении внешнеэкономических сделок и организации международных грузоперевозок.
В них содержатся единственно верные определения международных терминов торговли, относящихся прежде всего к франко. Они четко определяют ключевые обязанности сторон при реализации контрактов купли/продажи между субъектами права разных государств. Впервые данные правила были приняты в 1936 году.
Инкотермс 2010 является последней редакцией, которая вступила в силу с 1 января 2011 года и действует по настоящее время.
Инкотермс 2010: расшифровка и условия поставки
Термины, содержащиеся в Инкотремс, представляют собой аббревиатуры из трех букв. Первая буква сокращения, указывает момент перехода ответственности за груз от поставщика к покупателю. По этому принципу они делятся на 4 группы:
- E — поставщик не участвует в процессе доставки груза. Продавец имеет минимальные обязанности – предает товар на собственном складе. Покупатель самостоятельно забирает его со склада продавца для дальнейшей транспортировки в место назначения
- F — продавец не оплачивает основную поставку. Большая часть транспортных и таможенных расходов лежит на покупателе или его перевозчике, с которым он заключил соответствующее соглашение. Именно он подбирает транспорт, осуществляет погрузку груза и его доставку, а продавец лишь передает ему товар в согласованном пункте.
- C — условия поставок, при которых основные расходы несет продавец.
- D — продавец полностью несет ответственность и оплачивает доставку товара покупателю.
Категория D в 2010 году получила наибольшие изменения в сравнении с Инкотермс 2000.
Введены два новых понятия – DAT, заменивший термин DEQ, прописывает условия поставки до терминала, и в отличие от предыдущего определения, может использоваться в мультимодальных грузоперевозках.
Второй термин – DAP, введенный вместо трех терминов – DAF, DES, DDU, и прописывающий правила поставки до пункта, заранее согласованного с покупателем.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько терминов, которые необходимо отдельно рассмотреть.
Организация и проведение доставки товара любым видом транспорта регулируется одиннадцатью терминами Инкотермс 2010. Для удобства восприятия подробная расшифровка условий поставки представлена в таблице ниже.EXW | любые виды транспорта | Поставка груза на условиях самовывоза. Продавец имеет минимальные обязанности. Покупатель, приобретая товар, полностью берет организацию его доставки на себя – принимает товар, упаковывает, страхует, транспортирует на собственном или наемном транспорте до нужного места, оплачивает экспортные и импортные пошлины. |
FCA | любые виды транспорта | Продавец доставляет товар, очищенный от экспортных пошлин, в указанный в договоре терминал отправки и передает покупателю/перевозчику покупателя. |
FAS | морские и внутренние водные перевозки | Продавец доставляет товар на причал порта погрузки и размещает его вдоль судна обозначенного покупателем. На этом его обязательства заканчиваются. Погрузку и перевалку в промежуточном порту оплачивает покупатель. |
FOB | морские и внутренние водные перевозки | Практически идентичен условиям поставки груза по режиму FAS. Единственное отличие – продавец не просто подвозит продукцию к кораблю, но и оплачивает его загрузку. На этом обязанности продавца заканчиваются, ответственность за товар переходит к покупателю. |
CFR | морские и внутренние водные перевозки | Поставка товара осуществляется продавцом сразу на борт судна. При этом он оплачивает все расходы и фрахт для доставки груза к месту назначения, атакже производит таможенную очистку груза. |
CIF | морские и внутренние водные перевозки | Условия поставки, сходные с CFR, но дополнительно продавец несет расходы на страхование груза. При этом он вправе выбрать минимальную тарифную ставку. Сумма страховки может быть увеличена, если это оговорено в договоре или дополнительном соглашении. |
CIP | любые виды транспорта | Применяется при условиях поставки, которые практически аналогичны CPT за исключением того, что продавец обеспечивает страхование груза. Традиционно выбирается минимальный тариф, но при необходимости покупатель вправе потребовать дополнительного страхования. В частности, минимальная страховка не подходит для товаров, которые требуют особых условий хранения или транспортировки. При необходимости покупатель может договориться с продавцом и дополнительном страховании или самостоятельно оплатить расширенную страховку. |
CPT | любые виды транспорта | Подразумевает, что продавец полностью оплачивает доставку товара до согласованной точки, включая экспортные пошлины |
DAT | любые виды транспорта | Новый термин (введен в Инкотермс 2010), используется в случае, если продающая и покупающая сторона вместе несут расходы по перевозку груза. В частности, первый оплачивает доставку товара до терминала прибытия – причала, склада, контейнерного двора или авиакарго-терминала, страховые сборы и экспортные платежи. Второй – берет на себя расходы, связанные растаможкой груза и его дальнейшей транспортировкой до места назначения. |
DAP | любые виды транспорта | Новый термин (введен в Инкотермс 2010). Продавец оплачивает доставку продукции до согласованного места. При этом он должен выполнить таможенные формальности при экспорте груза, но не обязан оплачивать ввозные пошлины и оформлять его на таможне. |
DDP | любые виды транспорта | Покупатель получает товар в согласованном месте, прошедшим импортную очистку, свободным от других каких-либо налогов и пошлин, готовым к разгрузке и дальнейшей продаже. |
Действие Инкотермс 2010 в России
Кодификация торговых терминов Инкотермс 2010 носит в России рекомендательный характер. При заключении сделок с иностранными партнерами, если обе стороны избрали документ в качестве регулятора торговых отношений, его положения учитываются в обязательном порядке. Конечно, если они не противоречат нормам российского права.
Источник: http://mos-interlogistics.com/info/inkoterms-2010/
Что значит «условие поставки FCA»
Тем, кто решил заняться логистикой, стоит знать, что значит «условие поставки FCA». Хотя логистика и является прибыльным бизнесом, получить успех в нем весьма тяжело. В том числе и из-за наличия компаний, которые работают на этом рынке не первый год и уже стали популярными среди клиентов. Важную роль в достижении успеха на этой ниве играет условия поставки FCA.
Что это такое FCA?
В первую очередь необходимо разобраться в том, что такое FCA. Эта аббревиатура расшифровывается как «Free Carrier». Означает она условие поставки, при которой практически все решения принимаются не продавцом, а покупателем.
Последний сам выбирает транспорт, может воспользоваться собственным каналом доставки и лично заключить договор на доставку груза.
Это основные отличия «Free Carrier» от других способов перевозки, которые приняты как в Российской Федерации, так и в других странах мира.
С точки зрения продавца, поставка на условиях FCA считается полностью выполненной им когда:
- Завершается процедура таможенного экспертного оформления груза;
- Либо когда посылка доставлена перевозчику, которого выбрал закупщик;
- Либо когда посылка доставлено в место, которое покупатель указал в договоре.
Очевидно, что при таких условиях большая часть ответственности за доставку лежит не на продавце, а на покупателе. Но в действительности все зависит от конкретной ситуации. Так:
- если погрузка будет начата на территории, принадлежащей поставщику, тогда вся ответственность будет возложена именно на него;
- если же погрузка будет не на территории продавца, а в месте, которое указал закупщик, тогда ответственности продавец не несет.
Но подобные ситуации имеют силу, только если в договоре не были указанные другие условия поставки FCA. В большинстве же случаев это делается.
Составление конкретных условий
Как уже было сказано ранее, в большинстве случаев при заключении контракта, прописываются конкретные условия поставки товара. При этом обращается внимание на все нюансы. Обязательным пунктом договора является информация о ТС, при помощи которого будет доставлен товар. Имеется в виду его вид, характеристика грузоподъемности и другие параметры.
Не всегда поставщик может полностью заполнить транспортное средство грузом. Если подобное случается, автотранспорт будет заполнено не полностью, вследствие чего теряется потенциальная прибыль.
Чтобы избежать подобной ситуации в FCA, ТС на пути своего следования может заехать в другой населенный пункт или зайти в другой порт и заполнить оставшееся место.
Но для того чтобы осуществить подобное, покупатель должен заранее договорится с продавцом о возможных сменах в маршруте.
Наличие договоренности о возможной смене маршрута является особенно важным фактором в том случае, если перевозка осуществляется по морю. Это связано с тем, что дополнительные заходы в порты чреваты серьезными издержками.
По условиям ФСА, приобретатель не обязан лично принимать доставленный груз. Сделать это может и лицо, являющееся официальным представителем покупателя. Но в таком случае обязательства продавца заканчиваются в тот самый момент, когда представитель примет товар. И если это не было прописано условием договора, за дальнейший путь груза продавец не несет ответственность.
Стоит также сказать, что международные перевозки тоже могут происходить по условиям ФСА. Но в таком случае следует учесть в договоре следующие нюансы:
- Как будет отгружаться товар покупателя, и на каких основаниях это будет происходить;
- Какая ответственность возляжет на перевозчика при пересечении им государственных границ;
- К границе какого государства ответственность за груз будет нести перевозчик.
Немного о нюансах
Во время заключения договора покупатель должен обратить особое внимание на следующие нюансы:
- Характеристики перевозимого груза;
- Его объем и вес;
- Условия транспортировки.
Место погрузки, как и ее время – это те данные, которые продавец обязан предоставлять покупателю при первом требовании. Немаловажно также позаботиться о том, чтобы тип транспортного средства, осуществляющего перевозку груза, был согласован заранее.
Если перевозка будет осуществляться партиями, тогда большое значение будет также иметь такой параметр, как вес каждой партии. Но даже если поставку можно осуществить «в один заход», все равно следует уточнять его весовые характеристики.
Необходимо указывать точную дату начала отгрузки, причем согласовывать нужно не только день, но и конкретное время.В большинстве случаев в договоре прописывается пункт, согласно которому любая сторона может расторгнуть его, если другая сторона не выполнила своих обязательств и не подала транспорт вовремя. И покупатель, и продавец отвечают за то, чтобы с их стороны были поданы все необходимые для прохождения таможни документы.
Договор поставки
Заключение договора – одна из главных операций в логистике. От прописанных в нем условий зависит вся операция. Хороший контракт обязательно должен вмещать:
- условия поставок. Необходимо указать сроки поставок и условия, при которых осуществляется переход права собственности от продавца к покупателю. Если отгрузка товара осуществляется партиями, тогда для каждой партии должен быть указан тип транспорта и составлен общий график поставок. По решению покупателя, подобный график может быть составлен продавцом самостоятельно. Но ответственность за перевозку все равно понесет приобретатель;
- объем поставляемого груза и его наименование, полное и сокращенное обозначение получателя груза, его адрес и код. Если груз будет доставлен на железнодорожную станцию, должен быть указан ее код и номера подъездных путей. Эти предоставляет покупатель. В договор должен быть включен пункт о возможности приостановки доставки груза в случае, если эти данные небыли предоставлены;
- условия отгрузки товара. ТОРГ-12 – это стандартная форма накладной, которая используется для приема прибывших товаров. На накладной должны стоять подписи обеих сторон договора. Обязательным также является присутствие представителей обеих сторон в момент передачи товара.
Это основные пункты договора, составляющие базис поставки FCA.
Удовлетворение претензий сторон и расторжение договора
Создателем условий FCA является компания под названием «Инкотермс 2000». Согласно мнению ее представителей, каждая сторона обязана самостоятельно вести учет поставляемого груза.
Если поставка будет происходить на протяжении нескольких месяцев, тогда отчеты должны сверятся каждый месяц. Прием актов сверки должен произойти в течение пяти суток от даты проверки. Поставки могут быть остановлены в том случае, если данные в актах сверки не совпадают.
Если причины расхождений устранить невозможно, договор может быть разорван преждевременно.
Поставщик вправе отправить груз только после поступления средств на его счет. Если оплата его услуг не была произведена, он может отказаться от отправки. При этом необходимо известить заказчика. После извещения, договор будет считаться расторгнутым.
В договоре может быть прописан пункт, согласно которому пересылаемый продавцом груз должен использоваться только по назначению. В таком случае покупатель действительно не имеет права использовать товар не по назначению. В противоположном случае, поставщик может расторгнуть договор.
Расторжение договора по инициативе поставщика возможно также, в случае если товар не был полностью доставлен по вине купца. Но в обоих случаях потребитель должен быть оповещен о разрыве договора.
Простыми словами, пока покупатель не узнает о разрыве договора, он не будет официально считаться разорванным.
Условия отгрузки и перевозки товара могут быть не соблюдены в случае наступления ситуации, подпадающей под определение «форс-мажор».
Если поставщик не может выполнить свои обязательства в связи с форс-мажором, он должен на протяжении двух дней уведомить покупателя, предоставив при этом документацию, заверенную Торгово-промышленной палатой РФ.
Если форс-мажорные обстоятельства сохраняются более трех месяцев, договор может быть расторгнут любой из сторон.
Любые споры по договору должны решаться переговорами. Если переговорный процесс не позволяет решить проблему, тогда необходимо обращаться в Арбитражный Суд.
2 Комментария
Источник: http://KreditvBanke.net/uslovie-postavki-fca.htm
Взаимовыгодное использование INCOTERMS 2010 FCA
Используя базис FCA ИНКОТЕРМС 2010, не обязательно привлекать посредников в отношения с деловым партнером. Не обязательно до всех мелочей разбираться в ВЭД. Но если знать нюансы использования FCA, можно добиться большей экономии, чем при работе через посредника или по условиям DDP.
[Скрыть]Определение
ИНКОТЕРМС 2010 — это базис, который регламентирует международные перевозки грузов. На его основе составлены вопросы финансов и перехода ответственности от продавца покупателю. Чтобы узнать, каковы условия FCA, нужно владеть соответствующими терминами.
Основной термин, от которого пошло название FCA — франко. Хотя расшифровывается аббревиатура как Free Carrier, называется FCA франко-перевозчик. Вообще, приставка франко часто используется в терминологии FCA, так как означает место или объект, где ответственность переходит от продающей стороны к покупающей. Это один из основных моментов, регламентируемых FCA.
Если способ доставки ИНКОТЕРМС именно FCA, относящийся к категории “F”, то предполагается, что франко — это место передачи груза продавцом основному перевозчику.
Такая категория означает, что покупатель сам должен пройти процесс растаможки груза и оплатить налог на импорт, а затраты со стороны поставщика считаются неоплаченными.Однако заплатить пошлину на экспорт при вывозе груза поставщик обязан.
Что предлагает ИНКОТЕРМС 2010 при поставке
Несмотря на то, что покупатель сам оплачивает транспорт, импорт и соответствующие документы, франко-перевозчик предусматривает и положительные моменты для покупателя.
Плюсы ИНКОТЕРМС 2010 условия поставки FCA:
- нет ограничений в выборе перевозчика;
- нет ограничений в выборе транспорта;
- возможность воспользоваться несколькими видами транспорта на маршруте;
- в качестве перевозчика может выступать:
- Доверенное лицо.
- Компания.
- Терминал (аэропорт, порт, причал, ж/д станция и др.)
При приеме товара получают сопроводительные документы от поставщика, а также бумагу, подтверждающую оплату экспорта.
После этого груз считается собственностью покупателя, который с данного момента и несет ответственность за него и за возможные риски.
Поэтому, если при получении груза покупатель находит товар поврежденным или привезенным в неполном составе, то продавца это уже не касается — покупатель самостоятельно разбирается с основным перевозчиком относительно порчи груза.
Оплата за ввоз груза в страну также лежит на покупающей стороне, а продающая сторона передаёт уже очищенный от налога на вывоз товар.
Один из нюансов FCA ИНКОТЕРМС — погрузка товара на складе продавца осуществляется за его счет. Если бы она осуществлялась в каком-либо другом месте, то оплачивать погрузку товара пришлось бы покупателю.
Выполненной считается очищенная от экспортных пошлин, получившая расписку о принятии поставка, произошедшая на оговоренном объекте в назначенный час и минуту, без каких бы то ни было претензий со стороны покупателя или доверенного лица.
После подписания документа ответственность за все риски полностью переходит на покупающую сторону.
Терминология
Если объем груза меньше, чем одна или несколько товарных единиц, то есть возможность консолидации. Для рассмотрения соответствующих правил необходима дополнительная терминология:
- FOR ИНКОТЕРМС — при консолидации на железнодорожной станции;
- FT ИНКОТЕРМС — консолидация при терминале;
- F ИНКОТЕРМС — причал парома и некоторые другие.
Если груза достаточно для заполнения нужного количества товарных единиц, используются сокращения:
- FIW ИНКОТЕРМС — ж/д транспорт;
- FOT ИНКОТЕРМС — автомобильный транспорт;
- FIB ИНКОТЕРМС — баржи и некоторые другие.
Что входит в обязанности сторон
При использовании базиса ИНКОТЕРМС 2010 необходимо знать условия ФСА с точностью до мелочей, ведь если не разобраться в нюансах исполнения поставки, можно попасть в очень неприятную ситуацию.
Если у сторон есть какое-то иное видение удобной поставки, можно заключить договор о некоторых изменениях, и условия этого договора будут стоять над условиями ИНКОТЕРМСа.
Но в таком случае необходим грамотно прописанный контракт, полностью освещающий условия поставки.
Существующий базис поставки FCA предполагает:
- экспортные обязанности: проверка безопасности продавцом, оплата пошлин;
- лицензия на импорт со стороны покупателя;
- документы, разрешающие ввоз конкретного груза со стороны продавца;
- перевозка, оплата за нее и страховка — ответственность покупателя; продавец обязан известить покупателя о принятии перевозчиком товара или об его отказе в случае нарушения продавцом упаковки товара, его порчи, в случае отсутствия необходимых документов;
- если нет точного времени в договоре, продавец должен извещением сообщить покупателю о том, что он прибыл на франко;
- если время оговорено в договоре, то обе стороны должны прибыть вовремя;
- если одна из сторон опаздывает, она обязана сообщить об этом;
- в случае простоя основного перевозчика по вине продавца, он обязан оплатить указанный в договоре штраф (это нужно обсудить при составлении договора);
- перевозчик при встрече с продающей стороной получает от нее все необходимые документы: экспортную декларацию ЕХ-1 и коммерческие документы;
- подтверждает отгрузку любой подписанный документ;
- упаковка товара лежит на производителе;
- если нужна инспекция груза, она проводится за счет и под ответственность продавца.
Обязанности продавца:
- Наличие оформленных договорных обязательств.
- Наличие экспортной лицензии.
- Наличие извещения о перевозчике (его отправляет покупатель).
- Оплата налога на вывоз.
- Своевременное прибытие к оговоренному в договоре месту.
- Передача груза ответственному лицу.
- Принятие груза покупающей стороной (перевозчик или ответственное лицо должны быть удовлетворены состоянием пришедшего груза и сопутствующими ему документами).
Обязанности покупателя:
- Предоставить поставщику название перевозчика.
- Предоставить способ транспортировки груза.
- Уведомить о периоде поставки.
- Оплатить извещения продавца.
- Оплатить составление договора.
- Оплатить инспекцию перед погрузкой.
Условия при франко на складе продавца
Условия поставки FCA не запрещают назначать местом франко склад поставщика. Однако для такого условия, чтобы все были удовлетворены, договор стоит прописать подробнее. Вообще, следует учесть, что склад покупателя подойдет, если товар неудобен для транспортировки или слишком тяжелый. Тогда дополнительная перевозка груза дешевле, чем поднятие и погрузка.
Однако в такой ситуации вся ответственность на покупающей стороне, именно для этого и нужны дополнения в договоре. Но договор придется прописывать уже с перевозчиком и обговорить проверку качества такелажных работ, чтобы за порчу имущества отвечала транспортирующая компания. Она может отказать в таком пункте, что говорит о не слишком хорошей репутации.
Поэтому лучше к франко-месту прислать свое доверенное лицо, чтобы проследить за качеством выполняемых работ. Однако это будет выгодно, только если груз ломкий, с большим тоннажем и неудобен для транспортировки.
Грамотно составленный договор — залог успешного сотрудничества
Выбирая способ поставки INCOTERMS 2010 FCA, очень важно точно указать франко-место до мельчайших подробности.
То есть, если погрузка происходит на причале, то с указанием номера пирса, если на станции — то номер грузового двора или, если не используется терминал, то точный адрес, где осуществится погрузка на транспорт перевозчика.
Кроме того, нужно указать точное время, день и желательно минуты, чтобы перевозчик не простаивал, и покупателю не пришлось платить лишние деньги.
Договоренность существует, когда она записана и оформлена. Если не все условия поставки FCA устраивают продавца или покупателя, то отдельные моменты можно обговорить и прописать в договоре, в таком случае договорные обязательства будут главенствовать. Но в таком договоре все также должно быть прописано до мельчайших подробностей.
Например, при составлении доверенности продавцу, если на него возлагается ответственность за перевозку грузов и он доставляет товар до места ввоза в страну, нужно прописать, что ответственность за повреждения груза во время его перевозки будут лежать на продавце, хотя в оригинале условия FCA предполагают, что ответственность лежит на покупателе.
Документы для импорта
Чтобы ввезти товар в страну и совершить растаможку, необходимо представить следующие документы:
- лицензия на импорт;
- документы, подтверждающие законность поставки;
- декларация об оплате экспортных пошлин.
Не следует забывать, что произведение процедуры растаможки можно поручить брокеру.
Нельзя путать!
Иногда доставка FCA обозначается как доставка FRC. Но необходимо помнить, что франко перевозчик больше не имеет к нему никакого отношения. FRC — это старое обозначение FCA, более не использующееся в базисе ИНКОТЕРМС.
Если поставщик при переписке пользуется старым обозначением, следует корректно попросить его об использовании нового обозначения, иначе стороны рискуют не понять друг друга.
FRC считается недействительным и в документах его не используют.
ИНКОТЕРМС 2010 условия поставки FCA представляет собой удобный для сотрудничества базис, на основе которого может быть составлен договор. Взаимовыгодное сотрудничество на основе FCA обусловлено тем, что всем известны свои обязанности и права, момент передачи ответственности.
Известна и предстоящая цена FCA. Покупателю известно, сколько он потратит на поставку товара, а продавец отвечает только за вывоз товара и экспортную пошлину.Хотя покупателю нужно взять на себя выбор транспортной компании и оплату ее услуг вместе с импортом, для продающей стороны выгоднее условие FCA, нежели DDP и продавец охотнее пойдет на контакт.
Если корректно составить договор, зная все нюансы поставки, можно сэкономить больше, чем при доставке на склад или через посредников.
Следующий видео материал содержит подробную информацию о поставках FCA.
Отзывы и комментарии
Поделись ссылкой в соцсети:
Источник: https://www.vtk-trade.ru/informatsiya/197-vzaimovygodnoe-ispolzovanie-incoterms-2010-fca
Условия поставки FCA
В международных правилах поставки существует определенный регламент. В него входят особые термины, которые используются для заключения торговых контрактов и перевозки импортных грузов за рубеж.
В сентябре 2010 года торговой палатой был выпущен справочник Инкотермс в новой редакции. С обновлением этого свода правил, в интернациональном экспорте, произошли значительные улучшения.
Это совокупность терминов, которые широко используются для заключения внешнеторговых контрактов. Инкотермс несет нормативно-правовой характер. Он регулирует отношения между экспортером и покупателем. А именно:
- определяет обязанности обеих сторон;
- регламентирует условия поставки товара до покупателя;
- распределяет транспортные издержки и другие расходы, которые напрямую связаны с поставкой груза;
- регулирует условия перехода рисков возникающих при транспортировке продукции.
Термины, которые используются в Инкотермс, обозначаются в виде аббревиатур. Они состоят из трёх букв. На 2021 год существует 11 таких терминов. Они делятся на два подвида:
- Грузоперевозки, которые могут осуществляться любым видом транспорта. К данной категории относится 7 терминов из Инкотермс;
- Исключительно морские перевозки. К ним относятся оставшиеся 4 базиса.
От выбора торгового термина Инкотермс, зависит уровень ответственности, который будет нести экспортер за доставку своей продукции.
Условия и цена на базисе FCA
Существует несколько трактовок перевода понятия FCA:
- Если перевести дословно это понятие, то оно будет звучать как «свободный перевозчик», от словосочетания FreeCarrier;
- Перевод, который используется в документообороте – Франко перевозчик. Место, куда экспортер доставляет товар для транспортировки покупателю, обозначается латинской буквой F – Франко. На этом ответственность продавца за целостность и безопасную доставку посылки передается получателю.
При заключении торговой сделки, между сторонами заключается договор поставки. В нем необходимо выбрать один из терминов, который определит условия и гарантии.
На основе FCA регулирование и обязанности доставки ложатся на покупателя.
Это главное условие вступает в силу, когда экспортер передает груз транспортной компании. С этого момент он не несет никакой ответственности за сохранность и перевозку товара. Такие условия являются наиболее выгодными для продавцов.
При оформлении заказа, покупатель указывает условия поставки груза и адрес, куда продавец обязан привезти товар. Средним звеном между сторонами торгового договора является перевозчик. Он берет на себя ответственность за сохранность, а так же своевременную доставку. Виды транспортных средств, осуществляющие перевозку товара, могут быть различные. В этом вопросе FCA не ограничивается выбором.
Если отгрузка товара происходит непосредственно со склада продавца, то он оплачивает все необходимые расходы. При отправке посылки, юридически не принадлежащей экспортеру, покупатель берет на себя все расходы.
Базис FCA Инкотермс предоставляет ряд преимуществ для покупателя:
- выбор вида транспорта, для перевозки груза;
- возможность определить индивидуальный алгоритм транспортировки продукта;
- широкий выбор транспортных компаний, на индивидуальных условиях.
Субъектами торговой сделки, выступают продавец и покупатель. Действуя в условиях FCA Инкотермс, за ними закрепляются определенные права и обязанности. Также, программа на базисе FCA выдвигает определенные требования к уровню ответственности за качественную поставку иностранной продукции за рубеж.
Продавец обязан:
- оплатить пошлины за экспорт;
- подготовить необходимую документацию, которая будет сопровождать груз;
- предоставить экспортную лицензию;
- своевременно привезти товар на пункт отправки или терминал;
- брать на себя риски за груз до оговоренного франко места;
- после вручения посылки перевозчику, уведомить покупателя;
- оплатить неустойки, которые включают в себя простой в терминале, по вине продавца.
Так же продавец обязуется оплатить таможенные сборы на территории своей страны. Упаковка товара должна быть выполнена надлежащим образом. И расходы за нее несёт продавец.
Все документы должны быть в бумажном и электронном видах. Это облегчает заключение договора поставки на расстоянии.
Покупателю могут понадобиться документы, которые требуются для доставки товара в его страну. Экспортер имеет возможность помочь ему в оформлении этих документов. Но финансовую ответственность несет уже получатель.
Обязанности и основные риски для покупателя
Основная задача покупателя – это оплата полной стоимости товара и доставки. Все условия прописаны в договоре купли-продажи, который заключается между продавцом и получателем.
Финансовая ответственность ложится на покупателя по следующим пунктам:
- Приобретение лицензии импортного образца и свидетельства. Эти документы помогут покупателю возместить затраты за таможенные сборы во время транспортировки;
- Клиент обязан оплатить перевозку груза. А именно: от франко-места до субъекта вручения посылки;
- Оплата транзитных путей, которые проходят через третьи государства. И прочие таможенные расходы;
- За осмотр посылки перед отправкой также взимают плату с покупателя;
- Возмещение денежных средств продавцу. Если тот помогал ему в оформление договора с компанией-перевозчиком.
Отличия FCA от других базисов поставки Инкотермс
Группа F — первая буква в аббревиатурах терминов указывает на место отправки груза. Оплата транспортировки продавцом не предусмотрена. На терминале или в порту ответственность и риски переходят к покупателю. Экспортер обязуется передать товар в компетенцию перевозчика, которого выбрал клиент. Это основа правил поставки FCA, FAS, FOB.
- EXW– кратко переводится как «самовывоз». Отсюда и условия договоров купли продажи на основе этого термина. При выборе поставки FCA продавец обязуется взять на себя расходы и произвести таможенную очистку документов на экспортный товар. При поставках EXW обязанности продавца ограничиваются на предоставление выбора товара клиенту со своего склада. Экспортер не несет ответственности за перевозку посылки;
- FOB– в дословном переводе звучит как «Франко борт», название порта, с которого осуществляется отгрузка товара. Основное отличие этого вида поставки заключается в том, что продавец обязуется взять на себя полное таможенное оформление и доставить товар в порт отправки. Также экспортер берет на себя расходы по передержке и погрузке;
- FAS– переводится как «доставка груза вдоль борта судна». Отличительная черта этого термина заключается в следующем. Товар доставляется продавцом к борту судна, который указал в договоре клиент. Порт также указывает покупатель. Он же и оплачивает погрузо—разгрузочные работы.
Успех в торговле международного уровня напрямую зависит от четкого разграничения обязанностей между сторонами, заключившими договор. Использование общепринятых торговых базисов Инкотермс существенно облегчает заключение сделок. А также является гарантом успешной поставки экспортной продукции в разные страны.
Подробнее об условиях поставки FCA — смотрите в видео:
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/inostrannye/usloviya-postavki-fca.html
Условия поставки FCA (Инкотермс 2010)
Обеспечение полноты документации и возможность использования современных средств ее передачи
Особенности предоставления товара согласно условиям поставки FCA Инкотермс-2010
FCA Инкотермс-2010 удобны для поставки сложного и громоздкого оборудования
Переход рисков согласно условиям FCA Инкотермс-2010 требует особого внимания
Распределение расходов по FCA Инкотермс: альтернатива ответственности
Возможность дополнения термина FCA уточняющими терминами
Обеспечение полноты документации и возможность использования современных средств ее передачи
Полнота документации обеспечивается исполнением пп. A1 и Б1 базиса FCA:
«А1. Общие обязанности продавца
Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-инвойс, а также любое иное доказательство соответствия товара условиям договора купли-продажи, которое может потребоваться по условиям договора.
Любой документ, упомянутый в пунктах А1–А10, может быть в виде эквивалентной электронной записи или иной процедуры, если это согласовано сторонами или является обычным.
Б1. Общие обязанности покупателя
Покупатель обязан уплатить цену товара, как это предусмотрено в договоре купли-продажи.
Любой документ, упомянутый в пунктах Б1–Б10, может быть в виде эквивалентной электронной записи или иной процедуры, если это согласовано сторонами или является обычным».
Важным дополнением к приведенным условиям являются пп. A2 и Б2, а также A8 и Б8:
«А2. Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности
Если потребуется, продавец обязан получить, за свой счет и на свой риск, экспортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара.
Б2. Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности
Если потребуется, покупатель обязан получить, за свой счет и на свой риск, импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара и его транспортировки через любую страну.
А8. Документ поставки
Продавец за свой счет обязан передать покупателю обычное доказательство того, что товар поставлен в соответствии с пунктом А4.
Продавец обязан по просьбе покупателя оказать покупателю, за его счет и на его риск, содействие в получении транспортного документа.
Б8. Доказательство поставки
Покупатель обязан принять доказательства поставки в соответствии с пунктом А8».
Особенности предоставления товара согласно условиям поставки FCA Инкотермс=2010
Поставка FCA — это, по сути, вариант поставки на условиях самовывоза, или, пользуясь терминами Инкотермс, EXW, с несколько уточненными обязанностями поставщика: он должен обеспечить наличие товара в том месте, где его будет забирать перевозчик. Причем такое место совсем не обязательно должно быть местом дислокации самого поставщика. Возможен подвоз поставляемого товара к месту погрузки для основной перевозки. Это отражено в условиях пп. A4 и Б4 базиса:
«А4. Поставка
Продавец обязан передать перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, товар в согласованном пункте (если таковой имеется) в поименованном месте поставки в согласованную дату или в согласованный период.
Поставка считается выполненной:
- если поименованный пункт находится в помещениях продавца, — когда товар загружен в транспортное средство, предоставленное покупателем;
- в любом ином случае, — когда товар предоставлен в распоряжение перевозчика или иного лица, номинированного покупателем, в транспортном средстве продавца и готовым к разгрузке.
Если конкретный пункт не указан покупателем, как предусмотрено в пункте Б7d), — в поименованном месте поставки, при наличии нескольких подходящих пунктов продавец вправе избрать тот пункт, который наилучшим образом отвечает его цели.
Если только покупатель не известит продавца об ином, продавец может поставить товар для перевозки таким образом, как это может потребоваться в отношении количества и/или природы товара.
Б4. Принятие поставки
Покупатель обязан принять поставку товара, как только он поставлен в соответствии с пунктом А4».
FCA Инкотермс-2010 удобны для поставки сложного и громоздкого оборудования
Условия FCA позволяют очень четко обозначить в контракте все условия, связанные с погрузкой товара в транспортные средства, предоставленные для основной перевозки.
Соблюдение таких условий может быть принципиально важным при покупке сложного и громоздкого оборудования, которое можно перевозить, например, только на железнодорожной платформе. При этом для его погрузки на эту платформу необходимы специальные технические средства, которые есть у поставщика, но отсутствуют у транспортных компаний.
Чаще всего условия поставки FCA используют в контрактах, когда поставщик — это производитель поставляемого товара.
Переход рисков согласно условиям FCA Инкотермс-2010 требует особого внимания
На практике при покупке сложного и дорогостоящего оборудования, которое еще предстоит долго везти до места, где оно будет использоваться, важнейшее значение имеет точное определение в договоре момента перехода риска. В пп. A5 и Б5 правил предлагаются следующие варианты:
«А5. Переход рисков
Продавец несет все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением рисков утраты или повреждения при обстоятельствах, указанных в пункте Б5.
Б5. Переход рисков
Покупатель несет все риски утраты или повреждения товара с момента его поставки в соответствии с пунктом А4.
Если:
- покупатель не сообщит, как это предусмотрено в пункте Б7, о номинировании перевозчика или иного лица, как это предусмотрено в пункте А4, или не направит такое извещение;
- перевозчик или лицо, номинированное покупателем, как это предусмотрено в пункте А4, не примет товар на свою ответственность,
тогда покупатель несет все риски утраты или повреждения товара:
- с согласованной даты либо при отсутствии такой согласованной даты,
- с даты в рамках согласованного периода, сообщенной продавцу, как это предусмотрено в пункте Б7, или если такая дата не сообщена,
- с истечения даты в рамках согласованного периода поставки, при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора».
Распределение расходов по FCA Инкотермс: альтернатива ответственности
Правила предлагают достаточно элегантное решение: распределение расходов, по сути, обуславливает ответственность покупателя за недостаточно полное и точное исполнение своих обязанностей:
«А6. Распределение расходов
Продавец обязан оплатить:
- все относящиеся к товару расходы до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением расходов, оплачиваемых покупателем, как это предусмотрено в пункте Б6; и
- если потребуется, расходы по выполнению таможенных формальностей, подлежащих оплате при вывозе товара, а также любые пошлины, налоги и иные расходы, уплачиваемые при вывозе.
Б6. Распределение расходов
Покупатель обязан:
- нести все относящиеся к товару расходы с момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением, если это применимо, расходов по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, а также по выполнению таможенных формальностей, подлежащих оплате при вывозе товара, как это предусмотрено в пункте А6b);
- любые дополнительные расходы, возникающие вследствие:
- неноминирования покупателем перевозчика или иного лица, как предусмотрено в пункте А4, или
- непринятия товара на свою ответственность перевозчиком или лицом, номинированным покупателем, как это предусмотрено в пункте А4, или
- ненаправления покупателем соответствующего извещения, как это предусмотрено в пункте Б7, при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора; и
- если это применимо, расходы по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, а также по выполнению таможенных формальностей, подлежащих оплате при ввозе товара, и расходы по его транспортировке через любую страну».
Возможность дополнения термина FCA уточняющими терминами
В официальном комментарии ICC, включенном в публикуемый текст Инкотермс-2010, предлагается при поставке не из места дислокации поставщика использовать базис FCA, дополняя его уточняющими терминами: «…таких, например, как в случае перевозки груза, объемом кратным одной или нескольким транспортным единицам (вагонов, автомашин, барж и т. д.):
FOT ( free on truck)
FIW ( free in wagon)
FIB (free into barge)
Если товара недостаточно для полной загрузки того или иного транспортного средства и, например, для перевозки до конечного места назначения покупателю потребуется организовать консолидацию груза, то можно согласовать доставку с продавцом товара до любого терминала, склад, порта, указанного покупателем:
- (FT — free terminal),
- станции (FOR — free on rail),
- причала парома (F — free ferry berth) и т. д.
Покупатель может назначить лицо иное, чем перевозчик, для получения товара.
Условия поставки FCA могут использоваться вне зависимости от вида транспорта, при этом ответы на вопросы:
- “каким образом продавец должен выполнять свои обязанности по отгрузке товаров перевозчику?”
- “каковы обязанности перевозчика по транспортировке груза до передачи его покупателю?”
- границы ответственности перевозчика и т. д.,
следует искать не в ИНКОТЕРМС, а в договоре международной перевозки грузов, международных транспортных конвенциях, применяемом национальном праве».
Все сказанное позволяет сформулировать вывод и практическую рекомендацию одновременно: для покупателя термин FCA становится чрезвычайно удобным и рекомендуется к применению тогда, когда погрузка товара в транспорт для основной перевозки представляет собой техническую проблему. Он позволяет полностью переложить ее решение на продавца, который во время такой погрузки все еще несет риск утраты или повреждения предмета договора.
Источник: https://rusjurist.ru/inkoterms/usloviya_postavki_fca_inkoterms_2010/